Сегмент организации перевозки сборных грузов, в силу своей специфики, остается самым непрозрачным в сфере логистических услуг: о нем редко пишут (особенно в сравнении со складской логистикой и 3PL), а его представители обычно не склонны раскрывать детальную информацию о своей деятельности. С помощью отраслевых экспертов "Expert Online" попытался разобраться в текущем состоянии рынка отправки сборных грузов и оценить его перспективы.
Логистические компании в секторе сборных грузоперевозок предоставляют услуги по доставке относительно небольших по объему отправлений на дальние расстояния, позволяя грузоотправителям избежать лишних транспортных затрат. Они консолидируют на своем терминале отправки разных клиентов до экономически оправданного объема перевозки и организуют доставку до терминала в пункте назначения, где груз расформировывается и доставляется получателям.
Немаловажно, что большая часть отправлений приходится на долю предприятий, а не на посылки частных лиц. Диапазон веса таких отправок может колебаться от 1 кг до 10 т, более легкие грузы попадают в категорию бандеролей и принимаются компаниями, специализирующимися на сборных грузоперевозках, лишь в порядке исключения.
По оценке RBC.research, рынок логистических услуг в России в 2012 году составил 260 миллиардов рублей, то есть 12,7% от общего объема рынка транспортно-логистических услуг. В развитых странах Европы и Америки этот показатель достигает 50% и более. Опираясь на такое сравнение,
эксперты уже более десяти лет предсказывают бурный опережающий рост логистического рынка в России, а его все не наблюдается. Маловероятно, что в отсутствие структурных реформ в экономике, этот показатель превысит 15-17% в обозримой перспективе.
Но 260 млрд. - объем всего рынка, а какой процент приходится на сегмент организации перевозки сборных грузов? Strategy Partners Group провела сравнительный анализ данных, используя показатели стран, в которых ведется соответствующая статистика. В частности, рассматривался рынок перевозки сборных грузов США, как вполне сформировавшийся и при этом соизмеримый с Россией с точки зрения дальности доставки.
Термин "сборный груз", использующийся в России, в США распадается на две разные категории, которые всегда рассматриваются отдельно. Это посылки (весом от 1 до 68 кг) и LTL (Less than Truck Load, более тяжелые отправления, консолидируемые с другими отправками для перевозки в одном транспортном средстве). В сегменте доставки посылок, объем которого составляет 44 млрд. долларов США, работают курьерские компании - FedEx, UPS и другие. В сегменте LTL объемом 39 млрд., помимо вышеупомянутых курьерских компаний, также работают автотранспортные компании, такие как YRC, ODFL, ABF, и железнодорожные перевозчики. Крупнейшим игроком в LTL является FedEx с выручкой в 5 млрд. долларов США - 13% от общего объема сегмента. "Эти цифры демонстрируют, как сильно изменился рынок автоперевозок в США за последние 30 лет. В 80-х ни FedEx, ни UPS не присутствовали в этом сегменте, а сейчас у них самые лакомые куски, в то время как LTL-операторы сражаются за оставшихся клиентов", - комментирует Андреас Аппли, консультант компании Cambridge Systematics, мирового лидера в сфере транспортного планирования.
При общем объеме рынка транспортно-логистических услуг США в 1,3 триллиона долларов, доля в нем сегментов посылок и LTL в сумме составляет 7,2%. Со скидкой на неразвитость рынка и высокую долю перевозок грузов собственным автотранспортом, можно ожидать, что в России эта доля существенно меньше. Скорее всего, у нас этот показатель ближе к Польше, где доля сегмента сборных грузов составляет 4,0%. Такой показатель можно считать умеренно оптимистичной оценкой данного сегмента рынка логистических услуг в России. Соответственно, объем сегмента перевозки сборных грузов в России составляет около 70 млрд.руб.
Крупнейшая компания сегмента - "ЖелДорЭкспедиция", с долей рынка около 15%. Далее следуют "Деловые Линии" и ПЭК.
"Сегмент перевозки сборных грузов, конечно, будет расти пропорционально росту экономики - выбирайте прогноз, который Вам больше нравится. При этом будет существенно меняться его структура. Вытеснение традиционных "сборщиков" из подсегмента "посылки" курьерскими компаниями - только вопрос времени. В нем уже довольно активны, например, DPD, "Пони Экспресс". Подтянутся и другие - в ходе диверсификации за пределы основного бизнеса", - говорит Александр Ермаков, директор консалтинговой компании Strategy Partners Group.
По оценкам экспертов, сегмент перевозки сборных грузов продолжит инерционный рост, достигнув к 2020 году объема в 80 млрд. рублей по пессимистическому и 100 млрд. рублей по оптимистическому сценарию, при этом будут происходить существенные изменения в структуре предложения с усилением позиций курьерских компаний.
"Наиболее вероятно, что
рынок сборных грузов в России в 2014 году останется на уровне 2013 года по отправленному весу и объему. При неблагоприятном влиянии макроэкономических факторов возможно снижение грузооборота по отношению к 2013 году до 3%.
В денежном выражении роста также не ожидается, так как, несмотря на рост издержек, вызванный удорожанием горюче-смазочных материалов и ростом тарифов естественных монополий, транспортные компании из-за обострившейся конкурентной борьбы не смогут увеличивать тарифы без потери доли на рынке. Взрывного роста автоперевозок на рынке сборных грузов в ближайшее время не произойдет, особенно на дальних расстояниях, так как железнодорожные перевозки почтово-багажными вагонами обеспечивают более высокую скорость доставки и сохранность груза", - говорит Николай Шадрин, руководитель отдела коммерческой аналитики ГК "ЖелДорЭкспедиция".
Евгений Фирсов, генеральный директор компании "ПЭК", оценил рынок сборных грузоперевозок немного более оптимистично: "На сегодняшний день не существует официальных данных по объемам в грузообороте и рублевом эквиваленте, поэтому любые оценки экспертов - их субъективное видение рынка. По оценкам компании "ПЭК", рынок сборных грузов уже сегодня составляет порядка 80-90 млрд. рублей. Безусловно, сейчас наблюдается замедление развития рынка, но стагнации мы не предвидим. Если мыслить по оптимистичному сценарию, то мы прогнозируем рост рынка от 2 до 6% в год (в сопоставимых ценах). Возможный кризис, который прогнозирует ряд экспертов, не должен серьезно отразиться на нашей отрасли. Взрывного роста рынка мы не ожидаем".
Фото: moneyjournal.ru