Институт немецкой экономики в Кёльне (IW) бьет тревогу: Германии для поддержания инфраструктуры на конкурентоспособном уровне в ближайшие десять лет дополнительно к запланированным средствам понадобится примерно 120 миллиардов евро. Проблемы современной немецкой инфраструктуры исследовала группа из шести экспертов института. DW беседовала с Томасом Пульсем (Thomas Puls), писавшем главу об автомобильных дорогах.
DW: В чем состояла цель проведенного исследования?
Томас Пульс: Исходной точкой для нас стало явное несоответствие между теми высокими оценками, которые дают немецкой инфраструктуре на международном уровне, где Германию обычно включают в тройку мировых лидеров, и теми нарастающими проблемами, которые мы наблюдаем изнутри. Мы видим, что мосты закрывают для движения тяжелых грузовиков, что внедрение широкополосного интернета пробуксовывает, а электрическая сеть не поспевает за развитием возобновляемой энергетики. Вот мы и решили выяснить, как состояние инфраструктуры сказывается на работе предприятий.
- И к каким же основным выводам вы пришли?
- Главный вывод таков: пока еще имеющаяся инфраструктура остается конкурентным преимуществом Германии, однако вот уже многие годы мы инвестируем недостаточно средств в ее ключевые элементы, и это начинает отрицательно сказываться на бизнесе. Самый наглядный пример - дороги. В 70-е годы прошлого века Германия вкладывала очень большие деньги в строительство автобанов, чем мы по сей день и пользуемся. Но после 40 лет эксплуатации дороги, даже при хорошем уходе, обычно нуждаются в капитальном ремонте. Но в том-то и дело, что хорошего ухода не было уже лет пятнадцать.
- Что именно в немецкой дорожной инфраструктуре особенно изношено?
- Ответ однозначный: мосты. Многие из них строились в 70-е годы прошлого века по принятым тогда техническим стандартам, с использованием имевшихся на тот момент материалов, и с расчетом на дорожное движение той поры. Но сегодня по автобанам, и, соответственно, по этим мостам проезжает несравнимо больше грузовиков, чем тогда. В результате существенное число мостов уже настолько изношено, что ремонтировать их просто не имеет смысла: их надо сносить и строить заново.
- Вы можете назвать конкретные цифры?
- Согласно официальным данным, 2 процента мостов на автобанах Германии получили наихудшую оценку - неудовлетворительно, еще 15 процентов - оценку "недостаточно". И вот результат:
в последнее время было сразу несколько нашумевших решений закрыть мосты для движения тяжелого грузового транспорта.
Это, к примеру, мост через Рейн в Леверкузене или Радерский мост в земле Шлезвиг-Гольштейн, через который идет основной поток автомобильного транспорта в скандинавские страны.
- А такие решения, естественно, напрямую бьют по интересам бизнеса. Ваш институт опросил 2870 предприятий, и две трети из них заявили, что дорожная инфраструктура отрицательно сказывается на их деятельности. При этом 23 процента всех фирм подчеркнули, что последствия эти весьма серьезные.
- Возьмите, к примеру, кольцевую автодорогу вокруг Кёльна. Там практически всегда пробки. Поэтому предприятиям в южной земле Баден-Вюртемберг, доставляющим свою продукцию в большие североморские порты Роттердам или Гамбург по автобану, приходится закладывать дополнительное время на транспортировку - и тем самым терять деньги.
- Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?
- Много чего. В первую очередь, увеличить финансирование. По нашим подсчетам, только на содержание и ремонт федеральных магистральных дорог дополнительно к запланированным 5 миллиардам евро в год необходимо ежегодно выделять еще порядка 4 миллиардов евро. Таким образом, в ближайшие десять лет понадобятся еще около 40 миллиардов. Это - непременное условие каких-либо изменений к лучшему. Но саму проблему этим не решить. Необходимо кардинально реформировать нынешнюю плохую систему использования выделяемых из госбюджета средств. Они распределяются по принципу "всем понемногу".
- Это связано с федеральным устройством Германии?
- Да. Действующая система не позволяет определять приоритетные задачи и концентрировать средства в самых проблемных точках.
- Что же вы предлагаете? Привлекать частных инвесторов?
- Это один из возможных вариантов, но я не уверен, что в условиях Германии он особо перспективен. Я скорее бы предложил идти по пути Австрии, а именно - передать все магистральные дороги в введение компании, которая работала бы на рыночных принципах, но принадлежала бы государству. Как, к примеру, железнодорожная компания Deutsche Bahn. Это позволило бы концентрировать ресурсы на решении приоритетных задач. А еще
необходимо четко сформулировать политическую цель: а чего, собственно, мы ждем от нашей транспортной системы?
Имея перед глазами такую цель, мы сможем определить наиболее эффективные пути ее достижения.
- Позвольте подытожить: в ближайшие десять лет правительству Германии на содержание и ремонт автобанов, включая мосты, необходимо выделить в общей сложности порядка 90 миллиардов евро. Хотя вы и не специалист по России, но какой совет вы бы дали россиянам: что нужно, чтобы покончить с извечной российской проблемой - нехваткой дорог и их плохим состоянием?
- Немецкий опыт показывает, что первым делом необходимо сформулировать цель транспортной политики. В Германии, к примеру, в70-е годы была целевая установка: каждый житель должен иметь возможность в течение 20 минут достигнуть автобана. Под эту цель шло планирование и выделись соответствующие средства. К сожалению, у нас уже довольно давно подобной цели нет. Из-за этого падает влияние политиков, занимающихся транспортными вопросами, и мы лишаемся возможности концентрировать ресурсы на приоритетных проектах. Так что советовал бы России первым делом определиться с тем, какие именно задачи должны решать ее дороги.
Фото: 1tv.ru