← Дороги, инфраструктура

Неоплатная трасса: штрафы за плохое состояние дорог хотят увеличить вдвое

© Щеголева Ольга / Фотобанк Лори

В Госдуме предлагают усилить меры ответственности для тех, кто проводит ремонт.

В России вдвое предлагают увеличить штрафы за плохое состояние дорог: до 50 тыс. для должностных лиц и до 600 тыс. для юридических. А если из-за такой трассы пострадали граждане, то штраф для юрлиц составит до 1 млн. Такой законопроект 12 марта будет внесен в Госдуму фракцией ЛДПР. Инициативу поддерживают в комитетах ГД по безопасности, экономполитике и здравоохранению. Как поясняют авторы, причиной разработки инициативы стали крупные аварии с многочисленными пострадавшими и погибшими.

Аварий всё больше

Штрафы за плохие дороги могут увеличить вдвое — такой законопроект с поправками в статью 12.34 КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог» подготовлен к внесению в Госдуму фракцией ЛДПР.

В последний раз размер наказания за это правонарушение пересматривался в 2017 году, объясняют авторы в пояснительной записке (есть у «Известий»). Вместе с тем статистика ДТП за девять месяцев 2023 года показала рост количества аварий. Согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за это время было зарегистрировано 96,7 тыс. (+4,9%) ДТП, в которых погибли 10,3 тыс. человек (+1,6%) и получили ранения 121,5 тыс. (+4,3%).


В числе их причин депутаты называют плохое состояние дорожных покрытий, их несвоевременный ремонт и ненадлежащее содержание, в особенности в зимний период, когда дополнительными негативными факторами выступают гололедица и сугробы.

Среди крупных аварий, которые произошли в прошлом году, парламентарии приводят в пример ДТП в Кызылском районе в Туве в мае, в результате которого погибли шесть человек, а еще двое были госпитализированы. Еще один случай произошел в Кабардино-Балкарии также в мае — в результате ДТП между городом Тырныауз и селением Бедык погибли два человека, а 12 были доставлены в больницу. А жертвами аварии в Кашире в марте стали пять человек, шестеро получили телесные повреждения.

«Данный список, к сожалению, на приведенных примерах не заканчивается. Жалобы на плохое качество трассы поступают из различных регионов. Очевидно, что лица, в обязанности которых входит соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения не всегда их реализуют», — подчеркивается в документе.

В связи с этим законопроектом предлагается увеличить сумму штрафов для должностных лиц с 20–30 тыс. рублей до 40–50 тыс., для юрлиц — с 200–300 тыс. рублей до 400–600 тыс.

В случае если указанные действия повлекли вред здоровью потерпевшего, должностным лицам будет грозить штраф от 100 тыс. до 200 тыс. рублей вместо сегодняшних 50–100 тыс. А вот юрлицам придется заплатить от 800 тыс. до 1 млн рублей вместо 400–500 тыс. Такие суммы штрафов предлагается прописать в статье 3.5 КоАП РФ.

— Недавно был в Рязанской области и проезжал по местным дорогам, низкое качество которых произвело на меня сильное впечатление. Сейчас по этому поводу я готовлю обращение на имя губернатора этого региона. Один из участков дороги, которая является частью «Золотого кольца», в ужасном состоянии. Одни ямы, кочки, хотя она соединяет несколько районов области, но, честно говоря, можно проехать только на тракторе, — пояснил «Известиям» один из авторов законопроекта, зампред комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов.

По словам парламентариев, 12 марта законопроект будет направлен в правительство, после чего внесен в нижнюю палату.

«Известия» направили запросы в Минтранс и Росавтодор с просьбой прокомментировать перспективы и необходимость законодательной инициативы.

Проблема существует

Первый зампред фракции «Справедливая Россия — За правду» Олег Нилов заявил, что его партия ранее выходила с аналогичной инициативой.

— Особенно много аварий зимой из-за некачественной уборки дорог, но также ДТП происходят из-за неосвещенных улиц и неотремонтированных ям. Поэтому идея законопроекта правильная, но я бы предложил наказывать не штрафами, а чтобы дорожники выплачивали компенсации пострадавшим водителям. Это будет более эффективная мера, — пояснил он «Известиям».

Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике от фракции КПРФ Николай Арефьев считает, что штрафы будут только новым обременением для бюджета, поэтому лучше усилить контроль за теми, кто отвечает за содержание дорог, также повысить качество дорожного полотна за счёт новых технологий укладки асфальта.

Качество дорог всегда влияло на количество ДТП, однако до сих пор это мало учитывалось, отметил зампред Всероссийского общества автомобилистов Николай Матвеев.

— Как правило, основные претензии всегда высказываются водителям, а не тем, кто обслуживает, строит или убирает дороги. Сейчас ситуация начала меняться, и это очень правильно. Ответственность должны нести все стороны, — заявил «Известиям» эксперт.

Неубранные дороги, ямы, колеи, отсутствие освещения в настоящее время являются причинами 40% ДТП,

считает координатор движения «Общество синих ведерок», член Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов.

— Практически каждое второе ДТП в России объясняется неудовлетворительными дорожными условиями. Конечно, они не всегда являются главной причиной аварии, но при этом остаются сопутствующими факторами. То есть проблема очевидно существует, — подчеркнул он.

При этом эксперт считает, что штрафы не будут эффективным наказанием для бюджетных дорожных строительных организаций, так как, по сути, государство будет их платить самому себе.

— Поэтому считаю, что размер штрафов никак не повлияет на качество дорог. Более эффективным механизмом могло бы стать обязательное страхование ответственности для дорожников за некачественное исполнение ими своих обязанностей. Чтобы за некачественное содержание трасс они платили компенсацию водителям, попавшим в ДТП из-за такой трассы, — считает эксперт.


Поддержать инициативу готовы в комитете Госдумы по экономической политике.

— Сегодня дорожное строительство и реконструкция — это один из главных экономических приоритетов государства. Дорожные фонды пополняются фактически сразу из трех налогов: акциза на топливо, транспортного налога и налога для дальнобойщиков по системе «Платон». Тем не менее отдельные участки трасс годами остаются без ремонта из-за невыполнения своих обязанностей ответственными лицами, — пояснил «Известиям» зампред комитета Станислав Наумов.

По его словам, Россия не должна терять тысячи жизней ежегодно из-за того, что у кого-то «руки не дошли».

Наталья Башлыкова