"АвтоТрансИнфо" публикует две статьи с двумя противоположными точками зрения на одну и ту же проблему. Проблема эта - перспективы евразийского интеграционного процесса на фоне резкого поворота соседней Украины в сторону ЕС. Насколько нужна евразийская интеграция России? Как она будет проходить в новых условиях? Удастся ли сохранить Украину в качестве участника этих процессов? И за чей счет будет проводиться такая интеграция? Аргументы "ПРОТИВ" евразийской интеграции выдвигает Владимир Милов.
На фоне бурных событий вокруг Украины и Крыма совершенно незамеченным прошло интервью замминистра финансов Сергея Шаталова Reuters. Между тем это интервью в своем роде имеет эпохальное значение как минимум по двум причинам. Во-первых, в нем высокопоставленный представитель российской власти признается, какова истинная цена для России создания Евразийского экономического союза с Казахстаном и Белоруссией - $30 млрд в год. А во-вторых, замглавы Минфина прямо говорит о том, кому придется за это заплатить, - российским потребителям и налогоплательщикам.
Евразийский экономический союз - одно из многочисленных геополитических построений Владимира Путина на постсоветском пространстве (неискушенный может запутаться в них), который должен быть создан к 1 января 2015 года с участием России, Белоруссии и Казахстана, по сути, на базе существующих сейчас между этими странами Единого экономического пространства (ЕЭП) и Таможенного союза (ТС). Сейчас разрабатывается договор о Евразийском экономическом союзе, который должен быть готов к 1 мая 2014 года. Новый союз пойдет куда дальше предыдущих соглашений по части снятия тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле - в частности, России придется резко снизить акцизы и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. И вот Шаталов называет общую стоимость евразийских амбиций Путина - по его словам,
отмена торговых квот и других ограничений повлечет рост предоставляемых Россией субсидий Белоруссии и Казахстану в пять раз, до $30 млрд в год.
Можно только с ужасом предполагать, что было бы, если бы к Таможенному, а впоследствии и Евразийскому экономическому союзу присоединилась Украина. Это даже не покупка украинских мусорных облигаций за $15 млрд из Фонда национального благосостояния - та покупка планировалась как разовая и, по крайней мере на бумаге, возвратная - хоть салом и горилкой бы взяли обратно часть денег. Здесь речь идет о том, что нам пришлось дарить Украине какие-то совершенно невероятные миллиарды субсидий на ежегодной основе - примерно так, как, по признанию Шаталова, придется дарить с 1 января 2015 года Белоруссии и Казахстану, только в гораздо больших масштабах.
Самое главное, Шаталов не скрывает, где предлагается брать средства для компенсации доходов бюджета, выпадающих от предоставления субсидий нашим евразийским друзьям: повысить налоги. И хотя речь идет прежде всего о сырьевых налогах - повышении НДПИ на нефть, тем не менее это может довольно больно сказаться на нефтедобывающей отрасли и всей экономике. Если экспортная пошлина есть по сути всего лишь изъятие сверхприбыли при экспорте, то НДПИ, во-первых, влияет на экономику разработки нефтяных месторождений, а во-вторых, напрямую транслируется во внутренние цены на бензин. С динамикой добычи нефти у нас и так все нехорошо - в 2013 году темп роста добычи составил 0,9%, минимальный показатель за 15 лет, если не считать кризисного 2009-го. Добыча на старых месторождениях падает, не так много заделов по вводу новых, на разработку новых месторождений не только требуются новые инвестиции, но и условия там сложнее, капитальные и операционные издержки выше, общая экономика хуже.
Бензин может одномоментно подорожать на 1,5-2 рубля за литр, если предположить, что все выпадающие доходы будут компенсироваться за счет повышения нефтяного НДПИ.
Неясно просчитано влияние этого предложения на экономические показатели новых инвестиционных проектов в нефтедобывающей отрасли. Кто будет отвечать за последствия и прежде всего за возможное падение нефтедобычи, которое, вне сомнения, отразится на всей экономике? За последствия для потребителей от роста цен на бензин?
Интервью Шаталова - очередное доказательство того, что весь евразийский проект убыточен для России и существует лишь для одного - обслуживания геополитических амбиций Кремля. Щедро одариваемые им Белоруссия и Казахстан втайне радуются над тем постимперским синдромом России, которая готова активно тратить на это деньги. Платить за весь этот праздник в конечном итоге придется не Путину и не его экономическому советнику Глазьеву, а нам с вами. Все это как нельзя более "кстати" в момент, когда экономика начала показывать реальные признаки спада, который может теперь усугубиться из-за украинского кризиса, - в этих условиях могут быть нанесены удары и по ключевой отрасли экономики, и по покупательной способности населения. Вы готовы платить из своего кармана за евразийскую мечту?
Фото: agregator.pro