Прошла неделя после крупной аварии на пересечении улиц Симбирской и Большой Горной в Саратове. 13 марта, около десяти часов дня, у спускавшейся с горы автомашины МАЗ отказали тормоза. По вине большегруза пострадали четыре человека, двенадцать транспортных средств и один жилой дом. Несмотря на то, что вот уже третий год действует запрет на въезд "тяжеловесов" в город с шести утра до десяти вечера, число аварий с их участием не уменьшается. Корреспонденты "Взгляд-инфо" побывали на участках, где уже происходили похожие автокатастрофы, и убедились, что здесь пока мало что изменилось.
Смертельный спуск
"Водитель! Впереди крутой спуск. Проверь тормоза!" - проржавевший, истрепавшийся стенд предупреждает всех, кто подъезжает к юго-западной окраине Саратова, Алтынной горе. Здесь же знак, сообщающий, что угол наклона достигает 12%.Приближаясь к стенду, водители все-таки сбрасывают скорость, но не из-за того, что прочитали и даже не из-за видеофиксаторов, недавно установленных на этом участке трассы. Сдерживающий фактор для лихачей - два инспектора дорожно-патрульной службы.
Почти четыре года экипажи ДПС несут ежедневное дежурство перед спуском с "Алтынки". По словам полицейских, такое решение руководство УГИБДД приняло после крупной аварии 2010 года. Тогда у груженного пивом КамАЗа из Московской области как раз при спуске с горы отказали тормоза. В результате 19-тонная фура влетела в город со скоростью 70 км/ч и врезалась в "Волгу", поворачивающую на Комсомольский поселок. Затем легковушка столкнулась с еще одной машиной. Погибли три человека.
"Если фуры спускаться здесь не будут, конечно, будет лучше, - не очень уверенно заявляет инспектор ДПС, отказавшийся назвать свое имя. - Попробуйте КамАЗ без тормозов спустить с горки, и куда он поедет? Вниз, в город:". На вопрос, что изменилось после того, как установили видеофиксаторы, инспектор сообщил: "Камеры поставили, потому что у кафе стали часто сбивать людей. Но не знаю, действуют ли они. По крайней мере, я не слышал, чтоб работали ".
У придорожного кафе "Весна", по словам водителей, ДТП происходят достаточно часто. В конце прошлого года "Москвич-2141" на большой скорости сбил переходившего дорогу 43-летнего мужчину. Спасти его не удалось. Хозяин "Весны", представившийся Кареном, отказался комментировать случаи ДТП возле его заведения. Но чуть дальше припарковалась фура, только что выехавшая из Саратова. Водитель из Волгограда Володя Кременсков подтвердил, что автомобильные аварии здесь - весьма обычное явление.
"Спуск длинный, у многих машин тормоза начинают гореть, колодки плавятся,
- объясняет дальнобойщик. - Слышал много историй, как КамАЗы бились, фуры, но чаще - как грузовики собирали в кучу легковые машины. Сейчас нам запретили заходить через эту трассу, поэтому едем в обход".
Водители вспоминают, что после катастрофы 2010 года сотрудники ГИБДД вроде бы говорили о намечающемся проектировании объездной дороги. Объезд для грузовиков предлагалось построить от памятника воинам-водителям через поселок Тепличный.
"Пока ничего не изменилось,
сейчас мы делаем большой крюк, затем едем через весь город, чтобы выгрузить товар на базе, которая находится вот тут, прямо под мостом, у Алтынной горы,
- не без волнения говорит Владимир. - Дорога для грузовиков очень нужна. Представьте: по графику в Волгограде я загружаюсь в девять часов вечера, и мне всю ночь надо мчаться по трассе, чтобы успеть зайти в город до шести утра. Не успел - стой перед въездом до десяти вечера. Очень неудобно! Нам эти 400 километров приходится как сумасшедшим лететь, а трасса от Волгограда до Саратова сложная, от Камышина - вообще дороги убитые. Мы очень рискуем своими жизнями и жизнями других людей".
Несмотря на то, что в дневное время большегрузам разрешается через гору только выезжать, они все равно представляют реальную опасность для пешеходов. Раньше на Алтынной горе, где начинается жилой сектор, действовал контрольно-пропускной пункт ДПС. Три года назад его закрыли. Светофор, как утверждают местные жители, поставили совсем недавно. Светофор с вызывной кнопкой, но толку от нее немного. Провожу эксперимент: нажимаю на кнопку, на восемнадцать секунд загорается "зеленый". Большинство водителей его просто игнорируют и пешехода не пропускают. Лишь на седьмой секунде удается быстро перебежать дорогу.
"Купим любые отходы металлов", - заманивает вывеска на небольшом ангаре рядом с многочисленными магазинчиками. Скупщик Александр оживленно разговаривает об открытии дачного сезона с председателем садоводческого товарищества "Ударник-1" Ларисой Пушковой.
"Сорок лет здесь живу. У нас тут, наверху горы, дачи. Как все вырастет, народу будет полно! И каждый год именно в этот период кто-нибудь из дачников гибнет. Дети могут перебежать дорогу, бабушки идут слепые-глухие. А машины не останавливаются возле "зебры", да и на зеленый светофор порой мчатся", - возмущается председатель. С женщиной соглашается ее собеседник, который неоднократно становился свидетелем таких происшествий: "У нас тут у машин какой тормоз? Они вместо педали нажимают на клаксон. Сигналят - и всё. Успел пробежать - слава Богу! Эту Алтынку просто взрывать надо, по-другому водители не поймут. Им плевать на людей".
Заговоренные перекрестки
Для жителей Фрунзенского района 2010 год также отметился двумя трагедиями по вине водителей фур. Так, 10 мая на улице Новоузенской, 130, у автомобиля DAF, спускавшегося с Кумысной поляны, отказали тормоза. Грузовик вынесло на тротуар, где он и сбил двух женщин. Одна скончалась на месте, вторая умерла в больнице. Прошло чуть больше недели, и водитель такой же фуры DAF не смог затормозить на перекрестке Новоузенской и Миротворцева. Затем он последовательно столкнулся с 18 автомобилями! На этот раз по счастливой случайности обошлось без жертв. Госпитализировали четырех участников ДТП.
"В нашем районе много таких тяжелых случаев, - рассказывает Валентина Гришина. - Четыре года назад у легковой машины отказали тормоза, она летела по дороге, пока возле церкви не придавила к дереву проходившую мимо женщину. Лишь год назад на перекрестке поставили светофор. Вроде чуть тише ездить стали".
Охранник Дорожной технической школы (учебное заведение РЖД) Владимир Иванович говорит, что для безопасности студентов здесь поставили небольшое ограждение. Но, судя по виду небольшого заборчика, в него уже несколько раз кто-то врезался: На Новоузенской нумерация домов начинается с двухсот. Здесь люди тоже живут у дороги, ведущей на Кумысную поляну. Около пяти лет назад Светлана Шаркова, переехав сюда с семьей, целый год писала в администрацию Фрунзенского района, чтобы вдоль дороги сделали тротуары. До этого дети шли в школу прямо по проезжей части. "Тогда за счет администрации срубили кусты вдоль дороги, завезли щебенку и сделали тропинки", - рассказывает Светлана. Но после "модернизации" дороги легче не стало. Сейчас большие ручьи потоком спускаются вниз. Машины проезжают на большой скорости, обдавая пешеходов брызгами грязной воды. Пройдя под таким обстрелом пару метров, понимаешь, для чего молодая мама накрыла коляску прозрачной пленкой. "Ходить по этим тропинкам небезопасно и зимой, когда бордюры покрываются снегом и льдом, - сетует Виола Бабалян. - Тогда уж мы на свой страх и риск идем с детьми прямо по проезжей части. Другого пути нет:".
Одно из самых крупных ДТП за последнее время произошло на улице Танкистов в июне 2013 года. Тогда в аварии пострадали 22 человека и 37 автомашин. Их протаранил грузовик Howo, спускаясь без тормозов со стороны улицы Навашина. На перекрестке люди по нашей просьбе вспоминают не только эту автокатастрофу, но и то, как погибли их соседи. "Иногда светофор работает плохо, но главная причина, отчего часто люди гибнут - водители не пропускают пешеходов на зеленый свет, - жалуется пенсионерка Марина Сергеевна. - Прошлым летом соседок-бабушек задавили, потом КамАЗ переехал мужчину. В час пик даже во дворе небезопасно находиться. Когда на перекрестке пробка, все пытаются проехать через наш двор, нам так несколько раз трубу отопления срывали". Теперь через двор дома по улице Высокой,1, просто так не проедешь, жильцы соорудили баррикады из куска бетона и покрышек.
У Геннадия Сергеева, проживающего в этом же дворе, есть своя машина, и он объясняет поведение водителей тем, что дорога в плохом состоянии, плюс коммунальщики плохо обрабатывают ее реактивами: "Зимой очень трудно, когда дорога покрывается льдом. Остановил машину - с места не тронешься, поэтому все стараются проскочить побыстрей".
И никто не делает выводов, говорят жильцы частных домов в районе улиц Симбирской и Большой Горной. На этот раз "повезло" семье Михайловых, во двор которых и въехал в прошлый четверг МАЗ. По словам соседей, в доме проживает пенсионерка и ее сын. После аварии у них не только разрушился забор, но и повредилась печка, из-за чего им отключили газ. С чем-то подобным сталкиваются многие из тех, кто живет в этом месте. Не спасает даже, что в районе постоянно дежурит экипаж ДПС. Хотя в этом случае как раз инспекторы подставили под МАЗ свою служебную машину.
Прилегающий к строению дом семьи Барабаткиных тоже неоднократно страдал от лихачей, но никакой компенсации молодая семья ни с кого получить не смогла. "Каждую ночь возле нас сталкиваются машины, - говорит глава семьи Дмитрий. -
Для чего-то с десяти вечера до шести утра отключают светофор. Если посмотреть статистику произошедших здесь ДТП, то они как раз происходят в этот промежуток времени.
Никто не реагирует. А когда наши дома страдают, городская администрация отвечает, чтобы мы ни на что не рассчитывали. Вот и восстанавливаем все за свой счет".
На улицах областного центра с наибольшей активностью автотранспорта практически ежедневно гибнут люди. Даже переходя дорогу по зебре или на зеленый свет. При этом городская власть принимает локальные решения, ГИБДД пытается воспитывать водителей, водители ждут объездной дороги, а люди ругают всех скопом и по-прежнему выходят на улицы, как на линию фронта.
Фото: vzsar.ru