Китайская ассоциация резинотехнической промышленности (CRIA) на своем сайте опубликовала анализ ситуации в китайской шинной отрасли в прошлом году. В отчете говорится, что в первой половине прошлого года ситуация в китайской шинной отрасли была не особенно позитивной, однако после этого экономический рост в США, постепенное восстановление европейского рынка, быстрый рост автомобильного производства в Китае и снижение цен на каучук помогли улучшить положение дел.
Годовые объемы продаж, экспорта и прибыли, а также другие показатели продемонстрировали двузначный рост, а запасы сейчас находятся на приемлемом уровне. При этом хотя волна инвестиций идет на спад, но загруженность производства в Китае остается относительно низкой, что увеличивает риски для шинной индустрии.
По данным CRIA, 48 крупнейших китайских компаний, входящих в ассоциацию, в 2013 году произвели 390,6 миллиона шин, что на 9% больше, чем в 2012 году. При этом их общая выручка сократилась - на 0,9% до 211,26 миллиарда юаней (34 миллиарда долларов) - что было вызвано тем, что в стране растут объемы производства и при этом падают цены на шины.
В 2013 году существенно отличались результаты компаний, принадлежащих только китайцам, и фирм с иностранными собственниками. Если у чисто китайских компаний производство и продажи выросли на 13,4% и 2% соответственно, то у компаний с иностранными собственниками объемы производства выросли только на 1,7%, а продажи сократились на 8,3%.
В первую десятку компаний с самым большим оборотом в 2013 году вошли China Strategic Holdings (Zhongce Rubber), Giti, Triangle, Cheng Shin, Linglong, Xingyuan Tire, Double Coin, Aeolus, Jinyu и Shengtai Group. Выручка повысилась только у трех из них.
Сократили выручку в основном компании, специализирующиеся на диагональных шинах, поскольку в этой отрасли многие заводы работают c уровнем загруженности менее 50%.
В топ-10 по объемам производства вошли Giti, China Strategic Holdings, Linglong, Cheng Shin, Triangle, Jinyu, Sailun, Guangzhou South China, а также китайские отделения Michelin и Hankook. Только одна из этих компаний сократила выпуск продукции, а Sailun и Linglong в 2013 году увеличили объемы производства более чем на 20%.
Производство грузовых шин в 2013 году увеличилось на 8,3% до 90 миллионов штук. Основными производителями стали China Strategic Holdings, Double Coin, Triangle, Giti, Linglong, Aeolus, Xingyuan Tire, Sailun, Double Star и Guizhou. В этом сегменте наблюдается доминирование главных игроков, и на долю этих 10 компаний приходится 63,6% от всего производства грузовых шин в стране, что на 2,7% выше, чем годом ранее. В общей сложности они выпустили 57,3 миллиона грузовых покрышек.
Каждая компания из первой шестерки за год выпустила свыше 5 миллионов грузовых шин, а China Strategic Holdings произвела и вовсе более 12 миллионов штук.
Объемы производства легковых и легкогрузовых шин составили 261 миллион штук, что на 10,1% выше, чем в 2012 году, то есть ситуация в этом сегменте одна из самых благоприятных. Главными производителями стали Giti, Linglong, China Strategic Holdings, Cheng Shin, Triangle, Jinyu, Guangzhou, South China, Michelin, Sailun и Sentury. Эти 10 компаний выпустили 173 миллиона шин, то есть их доля в общих объемах производства составила 65,5%, причем этот показатель постепенно снижается ввиду появления новых компаний и инвестиционных проектов.
Объемыэкспорта китайских шин в прошлом году сохранили тенденцию к росту и увеличились на 9,4% до 165 миллионов шин. 152 миллиона из них были радиальными, и их доля выросла на 11,9% до 92,4%. Стоимость экспорта сократилась на 2% до 75,68 миллиарда юаней (12,2 миллиарда долларов). Это обусловлено тем, что из-за снижения цен на сырье упала и стоимость покрышек - примерно на 10%.
Экспорт 35 чисто китайских компаний вырос на 16,1% в натуральном и на 2,3% в денежном выражении, а у 13 компаний с иностранным капиталом оба показателя сократились - на 3,2% и 13,3% соответственно. Подсчеты CRIA показали, что в 2013 году на экспорт пошло 42,2% от всех выпущенных в Китае шин, а его доля в объемах выручки китайских компаний составила только 35,9%. Таким образом, отметили в ассоциации,
средняя цена экспортируемых шин примерно на 5% ниже, чем у шин, реализуемых на внутреннем рынке, в то время как на экспорт идут шины более высокого качества.
Больше всего шин в 2013 году экспортировали Linglong, Giti, China Strategic Holdings, Triangle, Sailun, Jinyu, Cheng Shin, Sentury, Guangzhou South China и Nankang, причем Sailun и Linglong увеличили поставки за границу на 20%. Наибольшую выручку от экспорта получили Giti, Triangle, Linglong, China Strategic Holdings, Sailun, Aeolus, Jinyu, Double Coin, Xingyuan Tires и Shengtai Group. Больше всего - на 20% - этот показатель улучшили Shengtai Group, Sailun и Jinyu. Лидером по объемам экспорта остается провинция Шаньдун, на чью долю приходится половина от всех объемов, а далее следует провинция Цзянсу.
Лучше всего ситуация обстоит с прибыльностью китайских компаний. По данным CRIA, в 2013 году общая прибыль 46 членов ассоциации поставила новый рекорд, увеличившись на 12,3% до 10,07 миллиарда юаней (1,62 миллиарда долларов). В первой половине прошлого года цена на натуральный каучук упала на 25%; при этом за весь 2013 год стоимость легковых/легкогрузовых шин сократилась на 9,87%, стоимость грузовых - на 12,15%. Такая разница привела к росту рентабельности шинной промышленности в Китае, чему также способствовало увеличение размера местных компаний. В 2013 году рентабельность в шинной отрасли достигла нового рекордного значения за последние годы и составила 4,5%. При этом, как уже говорилось, в 2013 году продажи сократили семь из десяти топовых компаний, тогда как в 2012-м их было только три. Это говорит о том, что диагональные шины становятся все менее востребованными, и компаниям следует переключаться на шины радиального типа.
В 2013 году запасы 48 членов CRIA оценивались в 16 миллиардов юаней (2,5 миллиарда долларов), что на 2,4% меньше, чем годом ранее. Эта сумма эквивалентна 7,6% от объемов продаж, что считается в принципе приемлемым уровнем. При этом у компаний с иностранным капиталом запасов было намного меньше, чему у полностью китайских производителей. В провинции Цзянсу с минимальными запасами год закончили Triangle, Bridgestone, Wendeng Sanfeng, Jinyu, Nankang, Hankook, Cheng Shin, Shengtai Group и China Strategic Holdings. При этом относительно большие запасы были у Good Friend, Kunlun, Yellow Sea и других компаний. Как отмечается, особенно много на складах скопилось крупногабаритных шин.
После празднования нового года в 2013 году в китайской шинной промышленности начался инвестиционный бум - уже существующие заводы увеличивали свои мощности, и было запущено несколько новых проектов по созданию шинного производства. В первую очередь этокоснулось провинции Шаньдун и особенно округа Линьи.
По данным CRIA, за год Китай увеличил производство грузовых на 15 миллионов шин,
а легковых - на 100 миллионов шин.
В 2014 году наращивание мощностей продолжается, и по некоторым прогнозам, они будут увеличены в таком же масштабе, как в предыдущем году. При этом в Китае уже наблюдается переизбыток мощностей, и сейчас загруженность производства легковых шин в стране равняется 85%, производства грузовых - 80%. Ожидается, что к концу 2014 году мощности китайских заводов достигнут 165 миллионов грузовых и 600 миллионов легковых шин, то есть избыток производства станет еще очевиднее, а конкуренция сильнее.
CRIA отмечает, что учитывая все факторы, создалась острая необходимость в реструктуризации китайской шинной индустрии. Требуется, в частности, увеличивать выпуск так называемых "зеленых" шин. Кроме того, помочь стать больше и сильнее должна консолидация шинных компаний, которая становится все важнее для здоровья и стабильного развития местной промышленности.
Фото: chinapro.ru