← Автосервис, запчасти, шины

Самоподкачка грузовых шин

Инновационная технология, разрабатываемая компанией Goodyear, может положить конец подкачке шин с помощью внешнего источника сжатого воздуха. На выставке IAA-2012 в Ганновере компания Goodyear представила систему АМТ (Air Maintenance Technology), подходящую для применения на коммерческом транспорте. Позднее, осенью 2013 года, в Милане, на презентации новинок Goodyear был показан один из опытных образцов грузовой шины с самоподкачкой. Портал "5 Колесо" решил выяснить все технические подробности, касающиеся этой новации.

Многочисленные исследования показали, что большинство европейских автоперевозчиков ездят с недостаточно накачанными шинами. Это считается отрицательным фактором не только с точки зрения безопасности, но и с позиции сохранения окружающей среды. Дело в том, что у недостаточно накачанной шины показатели эффективности (ходимость, устойчивость, сцепление с дорожным покрытием) становятся ниже. Такая шина вдобавок ко всему повышает сопротивление качению, а значит, возрастает расход топлива.
Исследования, проведенные VDA, показывают, что шины, работающие с низким давлением, увеличивают расход топлива, а следовательно, выбросы CO2. Например, шина, рассчитанная на рекомендуемое давление 9 бар, при уменьшении давления до 7 бар будет способствовать увеличению расхода топлива на 5 %.
Изучив данную ситуацию, правительства государств, автомобилестроители и производители шин пытаются найти решение. Например, Европейская комиссия предложила сделать обязательной систему контроля давления в шинах ТРМS (Tires Pressure Monitoring System) для всех новых моделей автомобилей. Системы TPMS, предупреждающие об опасном изменении давления в шинах, состоят из набора автономных датчиков температуры и давления и информационного блока с дисплеем, на который выводятся показания датчиков, располагающегося непосредственно на рабочем месте водителя. Сейчас на рынке предлагается много разновидностей таких систем. К слову, не желая отдавать на сторону кусок пирога, в тему окунулись и сами шинники, например, компания Bridgestone в Европе запустила TPMS для грузовиков.
Goodyear, в свою очередь, разработал технологию, позволяющую не только измерять давление в шинах, но и постоянно ее регулировать автоматически. "Система АМТ служит для поддержания оптимального внутреннего давления без подключения внешних источников сжатого воздуха. Ее использование способствует улучшению топливной экономичность, повышению ходимости шины и оптимизирует производительность коммерческой техники", - пояснил Эрик Мюллер, представитель подразделения Goodyear в регионе Европа, Ближний Восток и Африка (EMEA). Устройство, размещенное внутри шины, включает в себя гибкую полимерную трубку, располагающуюся вблизи бортового кольца, и два клапана, позволяющие взаимодействовать внутренней и внешней частям шины.
Хотя сама технология достаточно сложна, она основана на относительно простом принципе, где источником энергии является сама шина, ее движение по дорожному покрытию.
Впервые об этой системе заговорили в 2011 году, когда на Женевском автосалоне были представлены легковые шины, способные самостоятельно поддерживать необходимый уровень давления. В том же году Goodyear получила одобрение правительства Люксембурга и денежный грант для отработки этой технологии. Исследовательская работа проводится в Центре инноваций Goodyear в Кольмар Берге (Люксембург). Хотя в основе лежит общая концепция, технология АМТ существенно различается для легковых и грузовых шин. По словам Эрика Мюллера, использование АМТ на коммерческом транспорте - непростая задача для разработчиков, поскольку грузовые шины значительно крупнее легковых, имеют повышенное давление, должны проез жать большие расстояния и перевозить тяжелые грузы. Кроме того, грузовые шины пригодны к восстановлению протектора, из-за чего инженерам пришлось сделать систему, которая продолжает работать после этой процедуры.
Прототип шин с технологией АМТ был выпущен на заводе Goodyear в Канзасе (США). Тщательные заводские тесты уже подтвердили надежную работу насосного механизма, спрятанного во внутреннем пространстве покрышки. В настоящее время новинка Goodyear проходит тестовую эксплуатацию на грузовых автомобилях нескольких транспортных компаний в Европе.
Как работает система АМТ
A. Внутренний датчик регистрирует падение давления в шине ниже заданного. После этого открывается наружный клапан, который обеспечивает впуск воздуха в насосную трубку.
B. При качении колеса деформируемая от контакта шины с дорогой боковина сдавливает насосную трубку, а та, в свою очередь, проталкивает воздух к впускному клапану.
C. Воздух через клапан попадает в полость шины, и в результате давление достигает требуемого. Если внутреннее давление в норме, избыток воздуха покидает зону подкачки через наружный клапан. Подача воздуха, естественно, мизерная. Такой системой невозможно накачать полностью сдутую шину.
amt2_ed.jpg
Фото: goodyear.eu
5 Колесо