← Автомобильные грузоперевозки

В России перевозчиков ожидают новые вызовы?

Статистические данные говорят о том, что Россия уже не первый год является одним из основных внешнеэкономических партнеров Европы. В 2012-2013 году объем экспортируемых автомобильным транспортом товаров из Европейского Союза (ЕС) в Россию составил 83,4 миллиарда евро. Однако, перевозчики находятся в группе особого риска, потому что Россия может в любой момент создать различные препятствия для их работы на территории своей страны.

В России перевозчиков ожидают новые вызовы?
Российский рынок непредсказуем
По словам представителей транспорта, российский рынок - непредсказуем. Президент ассоциации "Linava" Альгимантас Кондрусявичюс говорит, что даже аналитики, которые в этом году прогнозируют незначительный рост сферы транспортных услуг на территории ЕС, на Востоке этого роста не видят. Это, по его мнению, связано с экономической ситуацией России и событиями на Украине.
Руководитель "Linava" считает что, активность литовских перевозчиков и правительства Литвы, проявленная в развитии тем о Восточном партнерстве и о ситуации на Украине, вернулась к перевозчикам бумерангом. "В отношении своих перевозчиков Россия может начать применять определенные защитные меры, а перевозчиков других стран ущемлять. Все помним, как в сентябре и октябре на таможне к литовским перевозчикам применялись тотальные таможенные досмотры, которые  повлияли на годовые показатели. Те три недели были испытанием для перевозчиков и ассоциации".
В данное время начинаются разговоры о том, что работать с Россией становится все сложнее. С этим согласны и беседовавшие с нами перевозчики. Эрландас Микенас, руководитель ЗАО "Vedautos autotransportas", говорит, что действия России, предпринимаемые в настоящее время, осложняют положение литовских перевозчиков. Россия не выполняет договоренностей и не признает требований системы TIR. По его словам, хотя не все перевозчики работают на российском рынке, но все ощущают последствия действий России:
"Россия ужесточает проверки на границе, а мы в Европе сразу чувствуем изменение цен на перевозки",
- говорит он.
Ренатас Вайнюс, руководитель ЗАО "Polita", добавляет, что работая с Россией начинаешь привыкать к изменчивым требованиям и бюрократическим преградам. "В данное время существует неопределенность и с системой TIR. Мы перевозим грузы через Беларусь, поэтому очень сильно от этого не пострадали. У тех перевозчиков, которые везут грузы через Латвию и Эстонию, были дополнительные проблемы", - говорит он.
А. Кондрусявичюс говорит, что судьба системы TIR в России очень беспокоит: "Если IRU закроет систему TIR в России, то она будет "похоронена" в очень важном для нас государстве. Возникнут проблемы с поездками в другие страны-участницы системы TIR - например, в Казахстан и Узбекистан. Мы потеряем и коридор через Беларусь".
Цены на перевозки упали
По словам представителей транспорта, тотальные таможенные досмотры, которые проводились осенью прошлого года, являются пустяком по сравнению с проблемами, возникающими вследствие экономического положения этой страны.
Грузопоток в Россию резко уменьшается, а из-за падения курса рубля грузоперевозки в некоторых случаях становятся невыгодными.
На ситуацию влияют и политические волнения.
По словам А. Кондрусявичюса, тревожит и факт, что в прошлом году, по сравнению с 2011 и 2012 годами, прибыльность перевозчиков снизилась. Транспортники отмечают, что
цены на перевозки в Россию резко упали - примерно на 10-15%.
Э. Микенас говорит, что цены на перевозки упали везде, не только в России: "Думаю, проблема в том, что в России сокращается потребление - следовательно, закупок товаров и их перевозок производится меньше. Это влияет и на падение цен".
Р. Вайнюс также отмечает, что работать в России стало сложнее: "Это связано с замедлением роста российской экономики, а также с событиями в Крыму. Скорее всего, эта неопределенность еще больше тормозит грузопотоки. Но основные причины - падение курса рубля и сокращение потребления. Грузов стало меньше, цены на перевозки упали - упали не только в России, но и во всей Европе. Некоторые перевозчики направили свои машины в Европу, там образовался переизбыток транспорта. В результате цены упали и там".
Первые признаки экономической блокады?
В середине марта литовский бизнес почувствовал, что от России можно всего ожидать. Предприниматели начали говорить о том, что худшие прогнозы по поводу действий этой страны против Литвы могут сбыться.
13 марта премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс журналистам в Сейме объявил, что экспорт и реэкспорт продуктов питания через все терминалы порта Клайпеда является невозможным. Ввоз продуктов питания на территорию Таможенного союза был временно приостановлен. Отгрузка продуктов питания в порту Клайпеда прекратилась.
Также говорилось, что компании, экспортирующие продукцию в Россию через портовые терминалы в Клайпеде, получили извещения, в которых высказывалась просьба направлять экспорт и реэкспорт продуктов питания через другие порты.
Необходимо искать  новые рынки
В данное время экспорт из Литвы распределен между основными рынками Востока и Запада. Но в географическом отношении эти рынки друг от друга недалеко. Поэтому остается угроза того, что кризисная ситуация может возникнуть одновременно на большинстве из них, а это может отрицательно повлиять на экономику Литвы. По мнению правительства Литвы, желая уменьшить эту угрозу, необходимо ускорить диверсификацию экспорта и начать поиск новых рынков.
Правительство подчеркивает, что необходимо искать возможности продать больше продукции на других рынках.
Возникает вопрос, насколько сложно было бы литовским перевозчикам направить грузопоток не в Россию, а на другие рынки. Э.Микенас говорит, что российский рынок всегда был проблематичным: "Это непредсказуемая страна, цены то растут, то падают. Для нас, как и для всей Европы, российский рынок очень важен - во-первых, потому, что прервав отношения с Россией, литовским перевозчикам в Европе не хватило бы места. Мы в Европе просто не поместимся. В Европе нас признают, мы там работаем. Но если закрыть российский рынок, мы можем стать неконкурентоспособными, потому что цены снизятся еще больше".
С ним согласен и Р.Вайнюс: "На европейском рынке нас никто не ждет. У нас общий рынок с поляками, которые в Европе занимают твердые позиции. Им работать с Европой удобнее и в географическом отношении. Уже сейчас чувствуется избыток, поэтому думаю, что ориентироваться на европейский рынок в экономическом плане уже не выгодно".
О чем говорят цифры
По данным ЗАО "Creditrefrom Lietuva", которая оценивает риск предприятий, Литва занимает 7-е место в ЕС по объемам экспорта, перевозимого дорожным транспортом в Россию. Литву опережает только Германия, Италия, Польша, Франция, Голландия и Финляндия. Доля Литвы в общеевропейском экспорте в Россию в 2012-2013 году возросла от 3,5 до 4,3 %.
"Мы являемся серьезной жизненной артерией, обеспечивающей экономическое сотрудничество ЕС и наших Восточных соседей", - так о литовских перевозчиках говорит А. Кондрусявичюс.
Объем экспортных товаров из Литвы, перевозимых дорожным транспортом в Россию, в 2012-2013 году возрос на 15,3% - от 3,9 до 4,4 миллиарда евро. В течение 2012-2013 года доля экспорта, перевозимого в Россию дорожным транспортом, возросла от 88,6% до 91,3%.
Эксперты прогнозируют, что протекционизм России в ближайшее время сократит объем экспорта из ЕС.
Закрытие путей в Россию перевозчикам может доставить немало бед, кроме того - уже сейчас тревожит факт, что снизилась прибыльность перевозчиков. К тому же, грузопоток в Россию начинает уменьшаться. А из-за падения курса рубля грузоперевозки в некоторых случаях становятся невыгодными.
Фото: lt.all.biz
Cargonews