Шведская транспортная администрация, правительственное агентство инновационных систем и агентство по энергетике подтвердили, что выделят средства для финансирования строительства испытательных дорог, на которых в грузовые автомобили будет передаваться электроэнергия. Шведы не сомневаются в пользе таких дорог в будущем. Но обо всем по порядку...
Электроэнергия в грузовой автомобиль может передаваться 2 способами - по проводам, находящимся над дорогой, или от поверхности дорожного покрытия. Первый способ напоминает систему передачи электричества в троллейбусы. Во втором случае между дорожным покрытием и грузовым автомобилем останется промежуток, а электричество будет передаваться на расстоянии, от специальных источников электроэнергии, установленных на поверхности дороги. На электрифицированных дорогах эти две концепции позволят грузовым автомобилям двигаться при помощи только электричества.
Особенно активно в таких проектах участвует производитель грузовых автомобилей "Scania". Шведы еще не решили, какую технологию использовать, поэтому испытываются обе технологии. Возможно, что в будущем будут использоваться не одна, а сразу две технологии.
Компания "Scania" уже не одно десятилетие проводит испытания грузовых автомобилей, работающих на электричестве. Она уверена, что уже создала достойные внимания транспортные средства - остается лишь испытать их на дорогах страны. "Scania", которая сотрудничает с вышеупомянутыми государственными учреждениями, также выделит часть средств на строительство специального дорожного участка. На нем грузовые автомобили, работающие на электричестве, будут обеспечиваться "топливом" прямо в движении. Такая дорога в Швеции должна появиться уже в следующем году.
В будущем "Scania" планирует электрификацию дорог, ведущих от источников полезных ископаемых до заводов и портов.
Уже сейчас с крупнейшими шведскими компаниями ведутся переговоры не только об электрификации конкретных дорог, но и о гарантированных грузоперевозках по этим дорогам.
Электричество, поступающее от проводов над дорогой
"Scania" вместе с "Siemens" уже давно испытывают грузовые автомобили, на которых установлены специальные системы, способные усваивать электричество из проводов, расположенных над дорогой, и передавать его в силовую установку работающего на электроэнергии грузового автомобиля.
В отличие от троллейбусов, новые транспортные средства не будут "привязаны" к расположенным над дорогой проводам. При необходимости, можно будет в любой момент переключиться на дизельный двигатель и ехать по дорогам, на которых таких систем нет. Система устанавливается на крыше кабины грузовика, ее ширина - 2,6 м. Она состоит из проводов, которые постоянно передают энергию в грузовой автомобиль во время его маневров на своей полосе.
Тесты этих грузовых автомобилей проводятся на двухкилометровой трассе в Гросс Дольне (недалеко от Берлина), принадлежащей компании "Siemens".
Такие грузовые автомобили и соответствующая им инфраструктура наиболее эффективны на регулярных маршрутах между заводами и источниками производственного сырья, портами и железными дорогами.
Электричество, поступающее от поверхности дорожного покрытия
Испытательные автобусы и грузовые автомобили оснащены коллекторами электроэнергии (2 м х 1 м), расположенными под транспортными средствами. Энергия в них поступает из источников, встроенных в дорожное покрытие.
Эти испытания компания "Scania" проводит с компанией "Bomberdier". Они проводятся в испытательном центре упомянутой компании, находящемся в Мангейме (Германия). Способ беспроводной передачи электричества, по мнению его создателей, должен прижиться в городах.
Оборудованный под транспортным средством коллектор способен принять до 200 kW электроэнергии, если расстояние между ним и источником питания не более 10 см. Процесс испытаний должен выявить энергетические потери при различных расстояниях между коллектором и поверхностью дороги.
В Сьодертале (в 35 км от Стокгольма), где расположена "Scania", намечается электрификация дороги, по которой идет интенсивное движение автобусов. Электрифицированная дорога будет разделена на 5 участков, общая длина которых достигнет 200 м. Работающий на электричестве тяжеловесный транспорт, проезжая каждый из них, сможет пополнять запасы электричества, которых хватит до следующего электрифицированного участка.
Безопасность
Под транспортным средством расположены специальные датчики, которые активируют передачу электроэнергии. Она возможна только тогда, когда коллектор и линии электропередачи находятся достаточно близко друг к другу. Когда на дороге находятся пешеходы или другие участники дорожного движения, передача энергии не происходит.
Фото: scania.com