← Коммерческий транспорт

Что было, что есть, что будет: размышления по итогам-2013

За прошедший год реализация новых грузовиков в России (без учета LCV) снизилась на 18% и составила чуть больше 90 тыс. ед. Это меньше прогнозных значений, но результат в целом вполне предсказуемый. Эксперты называют несколько причин падения рынка, и ключевые кроются на уровне макроэкономики.

Одна из них - негативное влияние вступления России в ВТО на целые отрасли: строительную, сельскохозяйственную, лесную и другие, традиционно являющиеся крупными потребителями коммерческих автомобилей. Налицо отставание от графика финансирования федеральных целевых программ "Автомобильные дороги", "Жилье", "Развитие села". Сказалось и давление на рынок остатков новых импортных грузовиков, ввезенных на территорию РФ в первые месяцы 2013 года. Сюда же можно отнести нарушенные связи между предприятиями, постоянный рост цен на топливо и материалы, замораживание ставок фрахта, удорожание финансовых продуктов. Все это в итоге вылилось в заметное снижение покупательского спроса.
В то же время, есть обнадеживающие моменты. В частности, большое количество новинок, поставленных на конвейер в России в течение 2013 года. В этом списке малотоннажные "ГАЗель NEXT", Mercedes-Benz Sprinter Classic, Ford Tourneo Custom; среднетоннажные Isuzu NQR90, Mitsubishi Fuso Canter с двигателем Евро-4. Особую касту составили тяжелые грузовики, и среди них магистральный тягач КАМАЗ-5490, строительный седельник КАМАЗ-65802, самосвалы на шасси КАМАЗ-65206 и КАМАЗ-65207. Кроме того, на рынок вышел обновленный МАЗ-5440Е9 Евро-5 "Простор".
Минувший сезон отмечен и большим числом новинок зарубежного производства: как из Европы, так и из Азии. В этом перечне Volvo FH, Scania Streamliner, IVECO Stralis Hi-Way, Hyundai Xcient, Hino 500, TATA Daewoo Prima, Dongfeng DFL3310 и ряд других.
По результатам продаж в минувшем году львиная доля российского рынка новых грузовиков по-прежнему принадлежит КАМАЗу - 45,8%. По сути, каждый второй автомобиль, поставленный на учет в ГИБДД, носит его эмблему. С большим отрывом за ним следует МАЗ (9,7%) - практически каждый десятый реализованный большегруз. Лучший из иностранных брендов, Scania, добился показателя в 6,7% (каждый 15-й коммерческий автомобиль).
Рядом со шведским фаворитом расположился другой скандинавский бренд Volvo Trucks с долей 6,4% и немецкий MAN с 6,5%. Видными игроками остаются "Урал" (5,2%), Mercedes-Benz (4,1%), Shaanxi (4%) и DAF (3,5%). Вес IVECO составляет 2,3%, IVECO-УралАЗ и Renault Trucks - по 1,1%. Заметную суммарную долю занимает техника производства КНР. Например, 0,5% приходится на Howo, 0,4% на FAW, 0,3% на Dongfeng и 0,7% на другие китайские торговые марки. У остальных брендов доли на рынке следующие: 0,4% у Hino, 0,3% у Hyundai, по 0,1% у Ford Trucks и Tatra.
Кто больше в Большой семерке
По традиции погоду в статистике продаж новых коммерческих автомобилей в России делают европейские грузовики. В минувшем году в тройке лидеров произошла небольшая рокировка - MAN и Volvo переместились с первого и второго места на второе и третье соответственно. Единоличным же фаворитом стала Scania. Далее в Большой семерке (G7) расположились Mercedes, DAF, IVECO и Renault.
В минувшем году семь ведущих европейских производителей смогли реализовать в России почти 27,5 тыс. новых грузовиков из 29 тыс. проданных первой дюжиной самых успешных марок. В первой тройке два шведских бренда Scania (22% продаж в G7) и Volvo Trucks (21%) плюс немецкий - MAN (21,4%). Двузначную долю продаж имеют также Mercedes-Benz (13,3%) и DAF (11,4%). На IVECO приходится 7,5% сбыта в G7. Самые скромные показатели у Renault Trucks - 3,5%.
За исключением IVECO, добившегося небольшого роста в объеме чуть больше 3% или 62 ед. и Scania, фактически оставшейся на прежних рубежах, остальные импортеры и локальные производители понесли потери. MAN не досчитался почти пятой части прежних продаж или 1424 ед. техники. Volvo Trucks продала меньше на 1285 ед. и просела более чем на 18%. Ощутимо снизился сбыт у Mercedes-Benz: на 1053 ед. или без малого на четверть. Чуть больше в процентном выражении потерял DAF - им реализовано на 963 машины меньше. Самые внушительные потери - наполовину - понес Renault Trucks, в количественном выражении - минус 966 ед. техники.
Кстати,
из 963 поставленных клиентам в 2013 году новых грузовиков Renault Trucks 542 ед. или 56,3% были изготовлены в Калуге.
При этом по сравнению с данными годичной давности (1572 ед. в 2012 году) производство французских машин с маркировкой "Сделано в России" упало на 65,5%. Впрочем, такая картина была вполне прогнозируема в свете перехода Renault Trucks на схему прямых продаж, в обход дилеров. По мнению топ-менеджеров компании, минувший год стал для бренда переходным и ушел на формирование команд продавцов в центральном офисе в Москве и особенно в регионах. Планы на 2014-й у Renault Trucks следующие. В октябре в Калуге начнется выпуск Renault серии Т для магистральных и региональных перевозок, тяжелых строительных грузовиков серии К и Renault С-серии для строительно-транспортного цикла. Весной будет вестись техническая подготовка и обучение персонала, а летом стартует производство предпродажной серии. В Renault Trucks надеются, что наступивший год существенно улучшит положение бренда в российской табели о рангах.
У Volvo Trucks количественные показатели лучше, чем у партнерской Renault Trucks, но потери, тем не менее, налицо.
Из всех реализованных в РФ автомобилей Volvo Trucks 3503 ед. или почти две трети выпущены в Калуге, что на 884 ед. или 20,2% меньше показателей годичной давности.
Зато текущий год обещает стать более урожайным. Надежду на это дает начало производства на Калужском предприятии грузовиков нового модельного ряда Volvo FH, FM и FMX. Расширена и палитра фирменных контрактов для перевозчиков: "Супернова", "Сириус" и "Орион" для магистрального флагмана Volvo FH, "Антарес", "Феникс", "Геркулес" для регионального Volvo FM, "Кентавр" и "Пегас" для строительного Volvo FMX. Кроме того, выводится топ-версия Volvo FH16 - Ocean Race.
tl2.jpg
Тяжелая доля тяжелого класса
Грузовики полной массой свыше 16 т в 2013 году продавались хуже, чем в 2012-м. Суммарное падение данного сегмента превысило 16 тыс. ед. и пробило отметку отрицательной динамики в 17%. В первой дюжине крупнейших поставщиков такой техники в плюсе остались только два бренда: КАМАЗ и Scania, десять других - ушли в минус.
За прошедший год снизилось число транспортных компаний, пополняющих свои парки сразу сотнями единиц подвижного состава.
В числе перевозчиков, наиболее активно обновлявших и расширявших парк, - ООО "Сельта", "Трансвэй", "Дикси Юг", "Монополия", "Элемент Трейд", "ЭкоЛайн", ОАО "Лорри", "Сургутнефтегаз", "НЗНП", "Полюс Строй", ЗАО "СТГ". При этом отмечается тенденция закупок грузовиков не одной, а нескольких марок.
Например, торговая сеть "Магнит" приобрела 806 автомобилей MAN TGS, 300 ед. Mercedes-Benz Axor и 15 ед. Volvo FM. "Сургутнефтегаз" выбрал традиционные для него МАЗ (171 ед.) и "Урал". (141 ед.). Были и сторонники одного бренда. Скажем, ООО "Трансвэй" приобрело 175 седельных тягачей IVECO Stralis AT440, ФГУП "Почта России" раскошелилось на 49 аналогичных машин, а компания "Дикси ЮГ" стала владельцем 129 ед. IVECO-AMT модели 473901.
Еще одна тенденция втяжелом классе - транспортные компании стремятся найти более дешевую альтернативу дизельным версиям большегрузов и берут в опытное пользование автомобили, работающие на сжатом природном газе.
Такие версии изготавливаются не только на базе российских машин, прежде всего, КАМАЗов, но также и на базе иномарок. Пример - газомоторные Volvo FH и IVECO Stralis Hi-Way, проходящие тестовую эксплуатацию в Сибири, на юге России и в некоторых других регионах. Об окончательных итогах таких испытаний говорить еще рано, тем не менее, предварительные данные показывают вполне ощутимую выгоду от использования газа по сравнению с традиционным для коммерческого транспорта дизельным топливом.
В минувшем году в тяжелом классе не отмечено российских продаж машин брендов Mack, JAC и "Бецема". За пределами топ-12 существенные потери понесли North Benz (-93,1%), Howo (-73,8%), Kenworth (-70,6%) и КрАЗ (-60,9%). Более чем вдвое упали объемы сбыта Renault Trucks, FAW, Ford. Фактически на треть просела реализация Foton, Freightliner и МАЗ.
К счастью, сбыт тяжелых грузовиков отмечен и положительной динамикой. Так, за год японский бренд Hino увеличил реализацию своей техники более чем в 2,2 раза: с 68 до 220 ед. Тяжелых версий Isuzu отгружено клиентам на 25 ед. (или на 17,9%) больше - 165 ед. Чуть скромнее успехи у Tatra и САМС, которые прибавили в объемах продаж по 7 ед. (до 91 и 144 ед. или 8,3 и 5,1% соответственно). Ключевую роль в этом сыграли флитовые продажи - без них результат бы оказался ниже прошлогоднего.
Были и примеры очевидного роста, не сделавшие, в то же время, погоды в статистике сбыта. Например, четыре проданных американских тягача International против двух годом ранее и четыре Peterbilt против одного в 2012-м - по сути, капля в море, однако в процентном отношении рост просто-таки гигантский. С 6 до 10 ед. или на 66,7% выросла реализация автокранов Grove. Фактически на прежнем уровне остался спрос на технику Liebherr - 81 ед. в 2013-м против 82 ед. (-1,2%) в 2012-м. Без изменений остался сбыт и индийских Tata - продан всего один самосвал.
Судя по заявлениям крупных перевозчиков, закупки новой тяжелой техники в 2014 году не приобретут дополнительной положительной динамики.
Причина в том, что дорожает не только сам подвижной состав, но также топливо и запчасти (из-за повышения курса евро и доллара). Кроме того, в регионах замедлился рост объемов грузоперевозок и все сильнее ощущается натиск со стороны конкурентов с развитой филиальной сетью.
tl3.jpg
Средний тоннаж со знаком "минус"
С января по декабрь минувшего года рынок новых грузовиков полной массой до 16 т по сравнению с 2012 годом уменьшился более чем на 2,2 тыс. машин или на 6,5%. Просадка коснулась двух третей представленных брендов в среднем классе, и даже внушительный рост отдельных марок не обеспечил итоговый протокол знаком "плюс". В топ-12 продаж среднетоннажников темпы падения в полтора раза больше - минус 9,1%.
Лидеры по количеству "недопроданной" техники: Hyundai (минус 1326 ед.), Mitsubishi (минус 694 ед.) и Foton (минус 399 ед.). У других производителей потери скромнее: ЗИЛ "недосчитался" 373 машины, ГАЗ - 274, "Урал" - 233, МАЗ -164. К абсолютному нулю сведены продажи в среднем классе у Howo и Renault Trucks. Существенный недобор в процентном отношении характеризует итоговые продажи Multicar (-87,5%), АМУР (-80,7%), JAC (-64,6%) и Dongfeng (-62,5%). Кроме вышеперечисленных марок с минусом в процентном и количественном показателях закончили прошлый год Avia, FAW, Silant, Tata, Volvo, Yuejin и САЗ.
Впрочем, и "ударников капиталистического труда" тоже немало. Передовики по количественному росту в "среднетоннажном стане": Isuzu (плюс 506 ед.), MAN (плюс 228 ед.) и Mercedes-Benz (плюс 208 ед.). Вторая тройка по увеличению количественных продаж включает IVECO (плюс 94 ед.), DAF (плюс 86 ед.) и Hino (плюс 80 ед.). Лидеры процентного скачка вверх: DAF (1433,3%), Daewoo (260,0%) и Mercedes-Benz (97,2%). Второй эшелон процентного роста: IVECO (83,2%), MAN (77,0%), Isuzu (69,3%).
Анализ структуры сбыта-2013
в классе грузовиков массой до 16 т показывает, что сильное влияние на итоги оказали покупки партий в несколько десятков машин.
Например, по бренду MAN на долю всего двух фирм приходится треть всех продаж, по Mercedes-Benz - 30%, а по DAF на такое же количество компаний - четверть сбыта.
В числе наиболее крупных сделок с техникой массой до 16 т отмечены контракты ООО "СПС-Инвест" на поставку 135 ед. Hino 300-й серии, ГКУ "АМПП" на 124 ед. MAN TGM/TGL и ООО "ЧелАвто" на 82 ед. Isuzu NPR. В целом по нескольку десятков автомобилей одной модели приобрели полторы дюжины российских компаний, в основном столичного и уральского регионов, занятых преимущественно в сфере транспортировки напитков и продуктов питания в крупные торговые сети.
По ряду других марок отмечалось больше штучных поставок, что свидетельствует о массовой доле частных перевозчиков - индивидуальных предпринимателей. Немало и тех, кто осуществляет перевозки "диким способом", т.е. без регистрации и лицензии. Такие владельцы автотранспорта при выборе руководствовались географической близостью и доступностью сервисной сети, престижем бренда и ценовой политикой официального дилера, равно как и наличием сезонных акций, скидок и спецпредложений.
Наступивший год обещает быть непростым для сегмента автотехники массой до 16 т. Однако существенных перестановок в первой дюжине производителей не предвидится. Количественные и процентные коррективы, конечно, будут, но не раньше итогов I квартала, а, скорее всего - первого полугодия.
tl4.jpg
Легкие - не значит непотопляемые
Традиционно самый благополучный сегмент LCV, даже в кризис державшийся на плаву, в 2013 году упал по продажам без малого на 10 тыс. ед. или почти на 6%.
Нулевые объемы продаж показали здесь бренды Avia, Dodge и FAW. Ощутимые количественные потери по отношению к данным 2012 года понесли Hyundai (минус 4151 ед.), ГАЗ (минус 3753 ед.), "Иж" (минус 2622 ед.), УАЗ (минус 2440 ед.). Четырехзначную "недостачу" в итоговой отчетности зафиксировали импортеры: FIAT (продано на 1926 машин меньше), Peugeot (минус 1875 ед.) и KIA (минус 1596 ед.). В трехзначных числах измеряется спад продаж у BAW, Citroen, Toyota, "Богдан" и Foton.
Лидеры количественного роста: Lada (+5180 ед.), Mercedes-Benz (+1256 ед.), Volkswagen (+1048 ед.) и Ford (+1038 ед.). В плюсе также IVECO, Renault и несколько других брендов.
Абсолютный и недосягаемый для остальных номеродин в процентном росте - ВАЗ, в основном за счет модели Lada Largus (670,1%). Внушительно по процентам выглядят продажи Mazda (200,0%) и Hino (100,0%), но по объемам это "слезы Мичурина": сбыт машин данных марок вырос на две и одну единицу соответственно.
Крупнейшие контракты на поставку малотоннажников Ford Transit и Ford Transit Connect в минувшем году заключили ОАО "Сбербанк России" - 838 ед., компанией "Деловые линии" - 229 ед., ФГУП ГЦСС - 217 ед., "Новый Импульс-Центр" - 206 ед., ЗАО "ДХЛ Интернэшнл" - 160 ед.
В числе основных покупателей коммерческих автомобилей Citroen значатся ЗАО "Бриджтаун Фудс" (174 ед.) и ООО "Мелстон-Сервис" (123 ед.). Тот же "Бриджтаун Фудс" купил 245 ед. Peugeot. Статистику сбыта IVECO помогло улучшить ООО "Трансавтолиз", которое приобрело 342 ед. Daily. Бренд Mercedes-Benz отмечен важными сделками с "Мосавтотрансом" (210 ед.), купившим также 122 ед. Volkswagen. В свою очередь, сбыт VW обеспечили контракты со "Сбербанком России" (90 ед.) и ООО "Купишуз" (180 ед.). Весомые продажи и на счету импортеров: например, ЗАО "Мерседес-Бенц РУС" реализовало 218 малотоннажников Mercedes-Benz, а ООО "Фольксваген Групп РУС" - 1173 ед. VW.
На динамику продаж существенное влияние оказала коммерческая привлекательность конкретных моделей. Так, улучшить сбыт Renault помогла обновленная версия Master. Марка Nissan упрочила свое положение за счет удачной модели Cabstar. IVECO резко прибавила "на плечах" Daily. О сногсшибательной популярности Lada Largus было сказано выше.
Что касается прогнозов, то
в 2014 году ожидается умеренный рост сегмента LCV и при благоприятном развитии ситуации - его восстановление до объемов продаж 2012-го.
Впрочем, как показал минувший год, даже прогнозы матерых экспертов бывают ошибочными. Например, в 2013-м российскому рынку малотоннажников предрекали 10-процентный рост. Как мы теперь знаем, этого не случилось: Поэтому и к прогнозу-2014 нужно относиться с осторожностью: цыплят, как известно, по осени считают.
tl5.jpg
Фото: volvotrucks.com
Trucklist