Россия каждый год теряет 6,5 трлн рублей ($180 млрд) из-за сбоев в перевозке грузов и ее дороговизны, утверждают аналитики Boston Consulting Group и Торгово-промышленной палаты России в сегодняшнем совместном отчете. Так что недостатки в логистике и работе транспорта - это, по мнению авторов исследования, едва ли не главное, что мешает нашей экономике расти.
Они подсчитали, что Россия, то есть все наши предприятия, тратит на транспорт и логистику около 20% ВВП в год - в то время как Китаю хватает 15%, а европейским странам - 7-8% ВВП. Если Россия сократит лишние траты до среднемировых 11% ВВП, высвободятся гигантские ресурсы - почти половина годового бюджета страны, обещают эксперты.
Звучит отлично, но, чтобы добиться этой экономии, нужно сначала немало вложить - разбираясь в причинах такого щедрого перерасхода, исследователи приходят к выводу, что в российской системе перевозок нужно почти все менять или строить заново. В подтверждение они приводят несколько примеров, указывающих на основные недостатки:
По оценкам BCG, спрос на качественную логистику и перевозки в России зашкаливает - рынок растет на 19% в год. Но спрос намного превышает качественное предложение. К примеру, в таких услугах остро нуждается растущий ритейл и компаниям самим приходится покупать грузовики и нанимать экспедиторов - то есть заниматься непрофильной работой. Так,
собственный автомобильный парк "Магнита" (5,5 тысячи автомобилей) в 28 раз больше парка международного перевозчика DB Schenker в России (200 автомобилей).
Одна крупная российская машиностроительная компания на условиях анонимности рассказала BCG, что в 2008-2013 годах она на 12% сократила долю железнодорожных перевозок и заменила их автомобильными. Она объясняет это ростом тарифов на железной дороге и ужесточением требований к безопасности перевозок, из-за которых появляются дополнительные сборы и уменьшается вместимость погрузочных платформ. К тому же в последние годы железнодорожники стали чаще срывать сроки, а
скорость доставки железной дорогой замедлилась до анекдотичных 11-14 км в час.
Автоперевозчики работают дешевле, к ним меньше нормативных требований, к тому же, в отличие от РЖД, с ними можно расплачиваться по факту доставки, а не авансом. Этот пример типичен - в России автомобильным транспортом грузы доставляются на расстояние до 2,5 тысячи км, исключая лишь Сибирь и Дальний Восток. А для всего мира это нонсенс - все, что дальше 800 км, дешевле и быстрее доставлять самолетами и железными дорогами.
В России не хватает складов и терминалов, где товар можно группировать по партиям, распределять по маршрутам или куда его можно перегрузить с машин в ожидании самого удобного авиарейса.
Даже в Москве - через которую проходит абсолютное большинство всех маршрутов в европейской части России - складских площадей в 13 раз меньше, чем в Париже.
А в регионах ситуация еще намного хуже.
Обеспеченность складскими площадями, кв. м / количество жителей:
Источник: BCG
В российских аэропортах груз может ждать растаможивания 7 суток - за это время его можно доставить из Амстердама до Москвы на фурах. Из-за этого перевозчикам выгоднее переплачивать и отправлять товар в обход через Финляндию. По оценке BCG,
до 40% московских грузов сначала доставляются авиарейсом до Хельсинки, где прохождение таможни занимает не больше суток.
Там товар сгружают на грузовики и везут в пункт назначения.
Для российских авиакомпаний перевозка грузов - не приоритетное направление. Грузовые самолеты постепенно вытесняются пассажирскими. Там есть грузовые отсеки, но авиакомпании заполняют их по остаточному принципу - запланировать поставки груза по графику в таких условиях невозможно.
Многие проблемы отрасли в России объясняются тем, что нужна она была главным образом для перевозки сырья, а не сложных машин или продуктов, которые могут испортиться. Но постепенно доля товаров с высокой добавленной стоимостью растет, а сервис не меняется. Руководители крупных компаний, опрошенных BCG, отвечают, что квалификация грузчиков, машинистов и других рабочих не позволяет им должным образом обслуживать доставку ценных товаров.
Пытаясь улучшить ситуацию, Россия вкладывает в развитие инфраструктуры по 1,6 трлн рублей в год, около 2,2% ВВП. Причем на 70% это деньги государства. В других странах инвестиций в логистику и транспорт по отношению к ВВП значительно выше, и на две трети это частные средства.
BCG предлагает России активизировать программы государственно-частного партнерства и привлечь в отрасль как можно больше новых инвесторов - строить платные дороги, высокотехнологичные терминалы, модернизировать железные дороги. По оценке экспертов, в ближайшем будущем рынок транспортно-логистических услуг продолжит расти на 15% в год.
Фото: АвтоТрансИнфо