При проведении буровых работ в тяжёлых геологических условиях полезно иметь передвижную мастерскую для ремонта грузовых и тракторных двигателей весом до двух тонн. Известные приспособления для починки слишком громоздки для такой мастерской. Группой энтузиастов предпринята попытка создания набора общепринятых приспособлений в условиях полевой передвижной мастерской, в частности, подъёмно-поворотного приспособления для починки тяжёлого двигателя. Сегодня они делятся опытом его использования.
Алексей Медведев, заместитель начальника отдела инженерных изысканий филиала ОАО "Воентелеком" - 17 ЦПИС: "Мы 18 лет занимаемся бурением скважин на воду на севере Подмосковья, в грунтах, насыщенных камнями, оставленных московским оледенением 125 тысяч лет тому назад. Особенности работы: мы либо бурим, либо ремонтируемся. Поэтому придумали, сделали и применяем необычное подъёмно-поворотное приспособление для починки грузовых и тракторных двигателей".
Приспособление можно целиком собрать и хранить на цепях траверсы и в таком виде крепить к двигателю, что удобно при починке одинаковых двигателей. По своему желанию моторист может поворачивать двигатель не только редуктором, но монтажкой или ручным тормозом управлять самопроизвольным вращением двигателя. Можно отказаться от использования и редуктора, и монтажки, если моторист, сняв или установив тяжёлый узел (коленчатый вал, головку блока цилиндров), сумеет определить новое положение центра тяжести двигателя и, ослабив четыре гайки приспособления, изменит положение оси вращения двигателя. Затем приподнятый над подставкой двигатель будет поворачиваться самопроизвольно, управляясь ручным тормозом. Подставка подбита резиной так, что её сила трения о пол больше силы трения о пол башмаков моториста.
При больших усилиях закручивания или откручивания крепежа в нижнюю часть двигателя надо вкрутить четыре шпильки, которые упрутся в подставку и не позволят двигателю шевелиться. Отдельно взятая траверса с перемещаемым подвесом может быть полезна при установке двигателя в моторный отсек, например, вместе с коробкой переключения передач: перемещая место подвески траверсы, подвешенный на ней двигатель можно наклонять.
Об алгоритме работы с приспособлением рассказал Евгений Морозов, буровой мастер ООО "Бериллит": "В резьбовые отверстия фланцев ввинчиваются шпильки, в гладкие отверстия вставляются болты. На шпильки (болты) последовательно надеваются детали приспособления. Редукторнанизывается на ось и крепится одной гайкой, крепятся цепи. Сообразно размерам двигателя по траверсе перемещают подвесы: левый - с шагом 100 миллиметров, правый - плавно. Гайкой настраивают длину правого подвеса в пределах 150 миллиметров. Двигатель приподнимают над подставкой. Возможно, силовым винтом подвес траверсы перемещают для выравнивания положения двигателя. Двигатель поворачивают. Возможно, силовым винтом подвес траверсы перемещают, и двигатель опускают на подставку".
Приспособление применяется в передвижной мастерской для починки грузовых и тракторных двигателей в полевых условиях. Опыт бурения показывает: стоимость доставки неисправного бурового станка или его неисправного двигателя в обычную мастерскую может превышать стоимость починки, а качество работ в многолюдной мастерской с исторически сложившимся низким уровнем производственных отношений несравнимо с качеством работы мастера и его ученика. Егор Морозов, инженер ООО "Простор": "Преимущества нового приспособления очевидны: оборудование висит, а не стоит, и его растягиваемые части меньше и легче, его легче и быстрее перемещать по мастерской; прижатое к стене мастерской, не занимает место; себестоимость такого приспособления существенно ниже себестоимости кантователей двигателей весом до двух тонн, предлагаемых в Сети".
Особенности приспособления:
- пригодно для поворота любого двигателя с парой параллельных фланцев блока цилиндров;
- пригодно для двигателей весом до двух тонн;
- весит менее ста килограммов, длина - 1 600 миллиметров, перевозится в легковом авто.
Двигатель чинится на деревянной подставке.
Фото: idpr.ru