Многочасовые заторы, стройки на автобанах, выбоины на асфальте в городах, мосты в аварийном состоянии - это все не только про Россию, но и про ФРГ. Участков без ограничения скорости на знаменитых немецких автобанах остается все меньше, строек и заторов становится все больше. Но кто должен оплачивать ремонт?
Туроператоры в Германии еще предлагают туры для любителей быстрой езды: взять Porsche напрокат в Гамбурге и гнать на большой скорости с севера Германии на юг, до Мюнхена. Но участков без ограничения скорости на автобанах остается все меньше, строек и заторов становится все больше.
Поставить знак дешевле, чем починить дорогу
Вот несколько сообщений, взятых наугад из полицейской хроники: Неподалеку от города Хамм владелец автомобиля, проезжая по суженной полосе на стройке на автобане, угодил в выбоину 20-сантиметровой глубины. Результат - поломка передней полуоси. Суд постановил выплатить владельцу автомобиля полную компенсацию ущерба.
В городке Лёне 16-летний водитель мопеда попал в заполненную водой выбоину, не справился с управлением и оказался в кювете. Владелец мопеда попал в больницу, материальный ущерб составил 4300 евро. Суд еще не состоялся.
В городе Гуммерсбах на спуске 30-летний велосипедист влетел в выбоину, упал и получил тяжелую травму. В момент падения было уже темно. Однако городские власти платить компенсацию отказываются. Улица была хорошо освещена, а перед аварийным участком дороги стоял предупредительный знак.
Если дороги не чинить, через 20 лет наступит крах экономики
Профессор Вуппертальского университета Хартмут Беккедаль (Hartmut Beckedahl) занимается проектированием и строительством дорог. "Если мы в ближайшее время коренным образом не переломим ситуацию с ремонтом дорог, через 20 лет упадок экономики нам гарантирован", - предостерегает профессор Беккедаль в интервью DW.
А сколько их, дорог в Германии? Только протяженность автобанов - 12800 километров. Федеральных дорог - 39700 километров. А еще - сотни тысяч километров дорог местного значения. Всего около 600 тысяч километров. Хуже всего состояние улиц в городах и селах. Во многих местах они напоминают тришкин кафтан - заплата на заплате. Чинить их - себе дороже, давно пора менятьвсе покрытие, говорят эксперты. "Но до сих пор в Германии дороги явно не настолько плохи, чтобы что-то в корне изменилось", - сетует профессор Беккедаль.
Водитель платит всюду
С новой силой дискуссия о том, кто должен платить за ремонт дорог, вспыхнула после того, как премьер-министр федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн Торстен Альбиг (Torsten Albig) выступил с инициативой: раз водители так жалуются на дороги, пусть, мол, сами скидываются каждый год по 100 евро. Вот и появятся деньги на ремонт. Комментаторы газет тут же объявили это предложение глупым и грубым рекламным трюком. Альбиг таким образом напомнил избирателям о своем существовании.
А клубы автолюбителей всерьез возмутились. На самом деле водители в Германии и так платят довольно много. Достаточно сказать, что более половины цены на бензин - это разного рода налоги. А еще владельцы платят ежегодный налог за свои автомобили, вне зависимости от того, много или мало они ездят. Владельцы грузовиков - немецких и иностранных - дополнительно платят сбор за проезд по автобану. Министр транспорта и цифровой инфраструктуры Германии Александер Добриндт (Alexander Dobrindt) готовит закон, по которому и владельцы легковых машин должны будут платить такой сбор.
Денег на дороги выделяется в два раза меньше, чем требуется
Уже и сегодня поборов на владельцев автомобилей набегает, по подсчетам автомобильного клуба ADAC, более 50 миллиардов евро в год. Но эти деньги не целевого назначения, они поступают в бюджет и используются на другие нужды. А на ремонт транспортных путей - включая водные каналы и железные дороги - выделяется в текущем году всего 7,4 миллиарда евро. Комиссия федерального правительства и федеральных земель подсчитала, что требуется ровно в два раза больше.
Председатель Объединения немецких городов и муниципалитетов Герт Ландсберг (Gert Landsberg) подчеркивает: "Нам нужно больше денег на ремонт. Нам нужно лучше направлять транспортные потоки. Плотность движения возрастает. Так быстро мы не успеем построить новые автобаны".
Пора бы и политикам научиться экономить
Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schauble) на днях с гордостью объявил, что налоговые поступления в марте превзошли самые радужные ожидания и составили 55,4 миллиарда евро. По самым скромным подсчетам, в этом году в бюджет будет собрано 640 миллиардов евро.
Председатель Союза налогоплательщиков Германии Райнер Хольцнагель (Reiner Holznagel) призывает политиков к порядку: "Чем выискивать все новые источники поступлений, лучше бы проверить бюджет на предмет сокращения расходов. Граждане и фирмы год за годом вносят свой вклад, чтобы улучшить состояние бюджета. Пора бы и политикам научиться рачительно распоряжаться деньгами, чтобы устранить дефициты - в том числе, и в интересах автомобилистов".
Фото: dw.de