← Автомобильные грузоперевозки

Каркас грузовой или денежный?

Власти Москвы вводят очередные ограничения, которые касаются автомобилей свыше 2,5 тонны. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры предложил создать так называемый грузовой каркас. В него войдут МКАД, ТТК, Садовое кольцо, вылетные магистрали и крупные улицы. Выезд за границы каркаса будет караться штрафом. ВАО может стать первым округом, где запреты начнут применять в экспериментальном порядке. Но в чьих интересах грядущий эксперимент?

В департаменте транспорта считают, что подобные меры смогут существенно снизить загруженность столичных дорог, а также упростить жизнь пешеходам и улучшить экологическую обстановку в городе. Впрочем, взаимосвязь между ограничениями и какими-либо положительными факторами для горожан улавливается слабо. Маловероятно, что грузовиков от этого в самом городе станет меньше, а их, по данным департамента, въезжает в город свыше 150 тыс. в день.
Тем водителям, которым не посчастливится выехать за пределы грузового каркаса, грозит штраф в размере 5 тыс. рублей. Однако это не коснётся грузовиков, которые обслуживают то или иное предприятие в запрещённой для въезда зоне.
"Если закрыть одни улицы для проезда фургонов, то они появятся в другом - там, где им будет разрешено. Значит, мы получим список разрешённых улиц, где сплошь и рядом всё будет забито "газелями", едущими и не очень. Такие меры в очередной раз будут провоцировать различные нарушения ПДД, так что задачу по пополнению бюджета можно считать выполненной. Тем более что под такие санкции может попасть не только грузовичок, но и другие автомобили", - поделился своим мнением Олег Васенков, сотрудник одной из транспортных компаний.
Получается, что грузовой каркас по-своему решает проблему с припаркованными "газелями" во дворах, хотя это не означает, что они из-за этого вовсе исчезнут из города. Искать место для стоянки водителям всё равно придётся, и не факт, что это не создаст трудностей не только шофёрам, но и городу. Как известно, столичные власти редко заботятся о каких-либо альтернативах для тех, кого напрямую касаются запреты.
Достаточно вспомнить события, которые предвосхищали запрет въезда на МКАД для фур свыше 12 тонн. Напомним, что изначально планировалось создать достаточное количество стоянок для фур и только потом вводить какие-либо ограничения. Однако обещания так и остались словами - запреты появились раньше альтернатив и парковок для большегрузов. Сейчас в Подмосковье насчитывается 128 стоянок на 4320 машино-мест. При этом меньше трети появилось только в прошлом году, а в 2014 г. их сделают ещё меньше - всего 6 стоянок на 750 машино-мест. Но и этого катастрофически не хватает. Достаточно взглянуть на подмосковные города и шоссе рядом с ними, чтобы увидеть целые колонны фур, которые ждут ночи, чтобы въехать на МКАД. Следовательно, и новые запреты для небольших грузовиков спровоцируют ряд других проблем, которые власти не слишком будут торопиться решать.
Зарабатывать везде и на всём
К слову, как зарабатывать на дефицитных стояночных местах, чиновники уже придумали. Летом в зоне платной парковки могут появиться так называемые места разгрузки и погрузки для грузовиков (МРП). По сути, это те же стояночные места, только чуть большие по размерам и предназначенные исключительно для грузового транспорта свыше полутора тонн. При этом парковка будет ограниченной по времени - всего 30 минут. За такое "удовольствие" придётся заплатить 40 руб., если место находится в пределах Бульварного кольца; и 30 руб., если оно внутри Садового кольца. Примечательно, что
мест пока ещё нет, а штрафы за нарушение временного режима, как это принято, уже придумали.
За каждый лишний час придётся раскошелиться ещё на одну тысячурублей. Что придумают для спальных районов - пока неизвестно.
Вячеслав Лысаков, заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, а также лидер Всероссийской политической партии "Автомобильная Россия", считает, что с учётом первых ограничений, которые касались грузовиков, - новые приходится ждать с опаской. Усугубляет ситуацию и то, что
московские чиновники вообще перестали совещаться с профессиональным сообществом, чтобы искать какие-либо компромиссные решения в плане запретов.
Также непонятно, кто будет контролировать соответствие автомобиля заявленному весу, заниматься техническими и организационными вопросами. В конце концов, есть много техники, которая превышает массу 2,5 т, и она не является грузовым транспортом. Например, это могут быть микроавтобусы. А что делать с грузовиками, которые приобретены частными лицами для своих личных целей? А как действовать тем же москвичам, которые решили переехать в другой район и, соответственно, перевезти все свои вещи? Или как решать проблему запрета выезда за пределы грузового каркаса, если человек заказал холодильник с доставкой - его же не разберёшь и в легковушку не засунешь. Вопросов больше, чем ответов. Но главное, что плату за нарушения уже назначили, что говорит об истинных целях нововведений.
"Такое впечатление, что сначала придумывают суммы штрафов, а потом уже под них пишут запреты. Желание собрать денег, к сожалению, сегодня присуще любому региону. Меркантилизм, который глубоко проник в умы чиновников, зачастую начинает руководить их действиями. Поэтому
мы часто оказываемся в ситуации, когда внешне какое-то решение выглядит как исправление проблем, а по сути оказывается способом заработать денег",
- рассказывает В. Лысаков
Чем больше запретов - тем больше возможностей погреть на этом руки. Вспомнить хотя бы ту же незаконную продажу пропусков на МКАД, ТТК и Садовое кольцо - контор, которые этим занимаются, не счесть. Тем более что перебои в работе интернет-портала госуслуг и сложности в правилах заполнения формы на получение искомого "аусвайса" способствуют тому, чтобы подобные фирмочки плодились как грибы после дождя.
Сегодня, когда любое ограничение - это лишь возможность для коррупционера, а не препятствие, - грузовой каркас воспринимается не как решение проблемы, а как очередной запутанный клубок из новых проблем для простых горожан, будь то водитель несчастной "газели" или простой москвич, который заказал мебель с доставкой.
Фото: rgv.ru
Аргументы недели