Журнал "Автопарк" совместно с компанией Hankook Tire продолжает спецпроект по оценке ресурса и потребительских качеств грузовых региональных шин Hankook AH22+, DH05 и TH22. К моменту очередного осмотра пробег шин на осях тягача Man и полуприцепа Schmitz превысил отметку 170 тыс. км.
Календарная весна принесла долгожданное потепление, а заодно и слякоть на асфальте. Но подмокшая за день дорога к вечеру подмерзает - зима все еще не сдает своих позиций. Такие условия требуют от водителей особо осторожной езды, а от шин - надежного контакта с дорожным покрытием. Действительно, свойства шин в данном случае имеют чуть ли не первостепенное значение для безопасности движения, ведь полная масса 5-осного автопоезда может достигать 40 т.
Сцепка в составе магистрального тягача MAN TGS и трехосного полуприцепа Schmitz S.CO. Cool к моменту нашего очередного визита в автопарк логистической компании Belligen проехала на региональных шинах Hankook 173 тыс. км. Последние несколько месяцев автопоезд работает на длинном плече Москва-Краснодар, а не Москва-Калуга как раньше. Среднемесячный пробег 13-15 тыс. км.
Первое, что следует отметить в четвертом по счету квартальном отчете, - перевозчик произвел замену шин ведущей оси. Произошло это в декабре, перед первыми морозами. Напомним, что шины DH05 в нашем проекте были лидерами по износу - по состоянию на октябрь высота рисунка протектора была около 6 мм (73 % износа). И вот зимой, когда степень износа подошла к 80 %, было решено заменить истершиеся шины новыми.
К слову, обязательства перед клиентами по доставке груза компания Belligen соблюдает неукоснительно, и техническое состояние автомобилей в этом аспекте играет далеко на последнюю роль. По словам начальника автоколонны Сергея Капунина, вариант с нарезкой протектора (в модели DH05 предусмотрено углубление канавок) даже не рассматривался: механики еще не освоили эту технологию, а отдавать работу на аутсорсинг невыгодно, "уж очень сложная логистика получается, плюс требуется подменный фонд".
Итак, по условиям нашего эксперимента шины ведущего моста выбывают из учета. Но остаются еще четыре оси автопоезда. Какова ситуация с другими шинами? Далее самое интересное. Средняя величина высоты рисунка протектора шин на управляемой оси (АН22+), за которыми мы теперь следим с особым вниманием, согласно последним замерам составляет около 10 мм (наименьшее значение 9 мм, наибольшее - 10,7 мм). При этом по-прежнему наблюдается такая закономерность - правая сторона изнашивается интенсивнее, чем левая. Динамика износа следующая: потеря 1 мм высоты протектора на правой шине соответствует пробегу 35 тыс. км, а на левой - 42 тыс. км. Специалисты Hankook по своим расчетам прогнозируют максимальный пробег шин АН22+ от 370 до 440 тыс. км (для правого и левого колеса соответственно). Любопытно, что верхнее значение выросло примерно на 40 тыс. км по сравнению с данными за предыдущий квартал. Это говорит о том, что
по мере уменьшения высоты протектора износостойкость возрастает.
С другой стороны, стоит учесть, что мы ведем разговор о зимнем периоде, когда контакт шины с дорогой более щадящий, да и перегрев колес практически исключен. С очищением трасс ото льдаи снега износ протектора, возможно, снова станет более интенсивным.
Шины полуприцепа (ТН 22) перед началом испытаний имели высоту 16,5 мм. За весь период наблюдений выступы протектора износились от высоты 7,7 мм до 11,9 мм. Неравномерность износа по осям нивелируется своевременной перестановкой колес и грамотным использованием механизма подъема передней оси (наш подопечный Schmitz имеет соответствующую опцию). Что же касается интенсивности износа, то она зависит от расположения по осям.
Шины, установленные на крайних осях изнашиваются интенсивнее, чем на средних.
Лучшую сопротивляемость износу, теряя 1 мм высоты протектора при пробеге 38 тыс. км, демонстрируют шины средней оси полуприцепа, а худшую сопротивляемость (21 тыс. км/ 1 мм) - шины задней оси. Максимальный прогноз ходимости для прицепных шин на данный момент составляет 563 405 км, что, так же, как и в примере с управляемой осью, превышает результаты предыдущего квартала. Посмотрим, что будет далее.
Возвращаясь напоследок к выбывшим из проекта шинам ведущей оси, следует упомянуть два важных момента, которые могли повлиять на ускоренный износ. Во-первых, извечная российская проблема - дороги. Так, по данным Генпрокуратуры, в России более 60 % дорог регионального и местного значения не отвечают требованиям госстандартов, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют реконструкции или ремонта. Этот факт приводился в сообщении надзорного ведомства по итогам проверок за 2012 год. Другим объяснением повышенного износа шин DH05 может быть человеческий фактор - личные предпочтения водителя. Например, слишком частое использование моторного тормоза, когда многотонный автопоезд останавливается за счет сцепления с дорогой исключительно шин ведущей оси. Интенсивность износа шин ведущей оси также зависит и от любви "нажать на газ". Индикатор такой любви - ухудшение экономичности.
Дмитрий Осипов, технический специалист компании Hankook Tire:
Поперечные канавки шины DH05 имеют меньшую глубину, нежели продольные, и сделано это специально. Во-первых, чтобы уменьшить подвижность блоков протектора и улучшить передачу момента от ведущих колес дороге, а во-вторых, чтобы избежать неравномерного износа ("пила"). Производителем подразумевается, что покупатель осведомлен об этой особенности модели DH05 и произведет нарезку своевременно, что позволит эксплуатировать шину дальше. К тому же толщина подканавочного слоя резины протекторной части сделана с запасом и допускает нарезку сначала до уравнивания глубины с продольными канавками, затем еще до 4 мм. Очень жаль, что перевозчик не делает нарезку шин.
Фото: 5koleso.ru