← Автосервис, запчасти, шины

Собственный шиномонтаж. Быть или не быть?

Владельцы большинства автотранспортных предприятий рано или поздно задаются вопросом: а не организовать ли собственный шиномонтажный участок? Журнал "Спецтехника и коммерческий транспорт" попытался найти на негоответ, взвесив все "за" и "против".

Выгодно-невыгодно?
Планируя организацию шиномонтажной мастерской при парке грузовой или специальной техники, первый вопрос, на который нужно найти обоснованный ответ: стоит ли вообще вкладываться в собственный шиномонтаж?
Рассматривать данный вопрос имеет смысл сразу в нескольких плоскостях. В большинстве случаев наиболее весомым аргументом становится финансовая целесообразность (или нецелесообразность) подобного хода. Арифметика здесь простая. Комплект шиномонтажного оборудования для грузовой автотехники включает в себя собственно шиномонтажный станок, станок балансировочный, вулканизатор, а также дополнительное оборудование, такое как пневмокомпрессор, многотоннажные гидравлические домкраты, пневматические гайковерты, тележки для снятия колес:
Стоимость необходимого комплекта, составленного из наиболее популярных моделей российского оборудования, в средне-низком ценовом сегменте окажется порядка 400-450  тыс. руб. Причем одной только этой суммой расходы компании не ограничатся. Ведь для размещения оборудования понадобится помещение, к тому же его придется оснастить пневмосетью. Потребуется установка шиномонтажного оборудования, а затем придется подыскать специалиста, который в дальнейшем будет его использовать. Кроме того, себестоимость работ увеличится за счет оплаты израсходованной электроэнергии и покупки расходных материалов.
На противоположной чаше весов - цена работ по "переобувке" одного колеса в грузовом шиномонтаже, которая начинается ориентировочно от 1500 руб. Проведем простейший расчет. Износ резины при интенсивной эксплуатации машин составляет порядка двух комплектов за год. Один трехосный грузовик - это 10 колес. Фура с полуприцепом - как минимум 14. Годовой расход при замене резины в сторонних шиномонтажных мастерских для грузовика составит порядка 30 тыс., а для автопоезда - чуть более 40 тыс. руб. При таком раскладе говорить о выгодности собственного шиномонтажа для владельцев небольшого парка не приходится.
Владимир Змейкин, менеджер компании "ИнструментСервис":
- Владельцу небольшого парка покупать шиномонтаж для себя не выгодно, поскольку оборудование будет окупаться слишком долго. Задуматься о нем имеет смысл тем, у кого парк составляет не менее пяти машин - это как минимум!
Даже при пяти машинах окупаться оборудование, с учетом всех затрат на персонал, расходники и прочее, будет, скорее всего, не менее трех лет.
Аргументом "против" здесь окажется еще и то, что в течение этого времени эксплуатация станков станет неэффективной - основную часть времени они будут откровенно простаивать.
Впрочем, мотивация к созданию собственной ремонтной базы не ограничивается одними только финансовыми выгодами. Часто компании бывает удобнее решать мелкие ремонтные проблемы, такие как замена "резины", на территории своего парка. И в этом случае наличие собственного шиномонтажного участка - несомненный плюс. Тем более задуматься о нем имеет смысл тем, кто вынужден эксплуатировать тяжелую технику в отдаленных районах - тогда возможность самостоятельно перебортировать колесо может стать насущной производственной необходимостью.  
Ну и наконец, собственную мастерскую можно превратить в дополнительный бизнес, оказывая услуги грузового шиномонтажа сторонним клиентам. Естественно, в этом случае оборудование окупится значительно быстрее.
Определимся с выбором
Выбор оборудования для грузового шиномонтажа начинается с определения того, для каких колес и для какой техники оно будет использоваться. От этого будет зависеть как широта перечня необходимого оборудования, так и типы приобретаемых станков.
В любом случае базовым инструментом станет шиномонтажный станок. При его выборе нужно учесть целый ряд параметров, связанных именно с типом используемых колес.
В компании "Инжтехсервис" нам рассказали, что первый параметр, по которому различаются шиномонтажные станки, это диапазон размеров ободов перебортируемых колес. Причем учитывать нужно не только максимальный, но также и минимальный размер.
Второй параметр - предельные размеры самого колеса по ширине и по диаметру. По данному параметру желательно подбирать станок с таким расчетом, чтобы на нем можно было перебортировать любое колесо, установленное на автомобилях парка. Но при этом не стоит закладывать  большой запас: станки, позволяющие работать с  колесами значительного диаметра, стоят дороже тех, которые рассчитаны на колеса поменьше.
Третий важный параметр - допустимый вес колеса. Если речь идет о ремонте шоссейного грузового транспорта - в этом случае не страшно ограничиться значением в 200 кг. Для ремонта же колес спецтехники даже одной тонны может оказаться мало!
Остальные параметры шиномонтажного станка связаны уже скорее не с особенностями колес, а с удобством эксплуатации. Например, грузовой шиномонтаж может быть оснащен лифтом для подъема колеса - полезная функция, которая в значительной степени упрощает жизнь ремонтникам. При большом объеме работ она просто необходима! Так же, как необходима она и при работе с негабаритными колесами. Если же в компании всего несколько грузовиков, то на автоматическом подъемнике можно сэкономить, заменив его тележкой для транспортировки и подъема шин.
Станки подразделяются на  автоматические и полуавтоматические. Отличаются они тем, что на автоматах рычаг отделения резины от диска срабатывает автоматически при нажатии на педаль, тогда как в полуавтоматах эта функция выполняется вручную. При больших объемах работ автоматы позволяют существенно экономить время, за счет чего окупается их более высокая цена. Окупится ли она в условиях собственной мастерской - большой вопрос. Так что, скорее всего, для такого шиномонтажа предпочтительнее полуавтомат.
Второй станок, который, как правило, входит в комплект шиномонтажного оборудования - балансировочный. При ремонте колес грузовых автомобилей балансировка так же важна, как и в случае с легковыми машинами. Особенно если речь идет о современных автомобилях.
Сергей Старостин, заведующий производством компании "Трансэталь":
- Среди эксплуатационников бытует мнение, что балансировать колеса грузовых автомобилей необязательно. Мол, и подвеска у них мощнее, и сами колеса тяжелее, и скорости меньше в сравнении с легковушками. На самом же деле
дисбаланс колес - верный путь к досрочному ремонту. Особенно на современных грузовиках, у которых крейсерская скорость по трассе приближается к сотне.
Действительно, на таких машинах водитель меньше ощущает биение, чем на легковушке. Зато оно куда сильнее ощущается подвеской! Большие вес и габариты колеса приводят к тому, что разбалансировка его может достигать нескольких сотен граммов (для сравнения, на легковушке 20 грамм увода от нормы - уже криминал). Из-за этого и сама резина начинает быстрее снашиваться, и подвеска работает с постоянной перегрузкой.
Другое дело, если речь идет о специальной технике. В некоторых случаях допускается ее эксплуатация без балансировки колес. Поэтому вопрос о приобретении балансировочного станка для таких машин должен решаться отдельно в каждом конкретном случае.
Выбор балансировочного станка основывается на схожих с шиномонтажным станком параметрах: нужно подбирать его с учетом максимального диаметра, ширины и массы колеса, которое будет обрабатываться. Хорошо, если в комплектацию войдет набор конусов под различные диски - это сделает станок универсальным, вплоть до того, что на грузовом оборудовании можно будет балансировать, в том числе, и легковые шины. Все остальное: тип экрана, набор дополнительных функций и прочее - по большей мере касается удобства эксплуатации, которыми в случае с мастерской при парке техники ради экономии можно пренебречь.
Третий тип оборудования - вулканизаторы. Они используются для ремонта поврежденных покрышек. В грузовом шиномонтаже удобнее применять подкатные вулканизаторы. Однако можно установить и стационарный напольный станок. При выборе такого оборудования стоит обратить внимание на несколько характеристик. В первую очередь - на размер рабочей плиты. Обычно для ремонта грузовых покрышек используются вулканизаторы с размером плиты от 200 мм в диаметре. В случае же с большегрузными и негабаритными шинами может потребоваться оборудование с еще большей плитой. Тут принцип такой: чем больше рабочая плита, тем большего размера повреждения удастся заварить.  Второй важный параметр - рабочая температура вулканизации: чем она выше, тем качественнее и быстрее будет производиться ремонт. Оптимальным можно считать показатель в диапазоне 120-150 оС. Играет роль и мощность вулканизатора. Для ремонта грузовых покрышек она должна составлять от 800 Вт и более.
Некоторые вулканизаторы могут быть наделены рядом дополнительных функций, которые, в частности, способны напрямую повлиять на качество сварки. Причем обладать интересными "фишками" могут даже относительно недорогие отечественные станки.
Анатолий Еценков, менеджер компании "Сибек":
- Отличительная особенность вулканизаторов, производимых нашей компанией - рабочая платформа с изменяемой геометрией поверхности, обеспечивающей более точную передачу усилия вне зависимости от профиля ремонтируемой зоны поверхности покрышки. Также можно отметить электронный таймер, благодаря которому осуществляется контроль над временными параметрами вулканизации.
Вопрос цены. Три большие разницы
Различные технические особенности, которых нет у конкурентов, вполне могут быть дополнительным аргументом при выборе той или иной модели. Выбор этот в любом случае окажется делом непростым, поскольку рынок сейчас буквально наводнен техникой самых разнообразных производителей. Условно его можно разделить на три большие группы. И первая группа - оборудование из Китая.
Сергей Старостин:
- Я бы не стал пренебрежительно относиться к "китайцам". Лучшие производители из этой страны, такие как AE&T, Dataliner, Nordberg и некоторые другие, давно уже выпускают вполне качественные станки, честно отрабатывающие отведенный им ресурс: в случае с шиномонтажным оборудованием, как правило, он составляет порядка трех-четырех лет интенсивной эксплуатации.
Стоимость китайской техники традиционно оказывается самой низкой на рынке. Автоматизированный универсальный стенд для монтажа шин сельскохозяйственной техники и промышленного транспорта с диаметром диска 14-26" от компании AE&T  стоит порядка  170 тыс. руб., аналогичный станок Dataliner обойдется в сумму порядка 180 тыс. руб., на несколько тысяч дороже будет стоить шиномонтажное оборудование такого же типа от Nordberg. Балансировочные станки для грузовиков от этих фирм можно купить за 50-70 тыс. руб.
Вторая категория - отечественное оборудование, произведенное в Челябинске, Новгороде, Екатеринбурге и других российских городах. Оно обычно чуть дороже китайского - грузовые шиномонтажные станки стоят в диапазоне от 200-250 тыс. руб., балансировочные - от 100 тысяч. При этом их качество, как правило, сопоставимо или превосходит качество китайских аналогов.
Ну и наконец, третья категория - оборудование именитых западных производителей, в первую очередь немецких (RUDETRANS, TROMMELBERG, SCHNEIDER TOOLS) и итальянских (Hofmann, Golden, Cormach, M&B Engineering). По качеству исполнения, набору функций, а такжетехнологичности оно превосходит восточных конкурентов. Но и просят за него на порядок больше. Цена шиномонтажных грузовых станков этих производителей обычно превышает 10 тыс. долларов, цена балансировочных начинается от 5 тыс. долларов. Соответственно, выбор подобного оборудования, скорее всего, будет оправдан для шиномонтажных мастерских с большим объемом работ. Небольшой же мастерской целесообразно остановить выбор на более дешевых отечественных или китайских станках.
Фото: 1001shina.ru
Спецтехника и коммерческий транспорт