На сегодня одним из самых популярных в России грузовых автомобилей является модель КамАЗ-43118 - полноприводный бортовой тягач с колесной формулой 6х6. Данная модель - это оптимальный вариант для работы в сложных условиях плохих дорог, либо полного бездорожья. Она способна доставить груз в любое место, неприхотлива в обслуживании, редко нуждается в ремонте, да и ремонтируется в большинстве случаев при помощи подручных средств и инструментов из ЗИП.
Немного истории
Заказ на разработку и производство КамАЗа-43118 поступил в 1992 году от российского Министерства Обороны и МЧС, нуждавшихся в современном внедорожном грузовике, способном выполнять различные задачи. Основные требования, которые нужно было реализовать - надежность, простота ремонта и способность преодолевать практически любое бездорожье.
За основу был взят армейский полноприводный грузовик КамАЗ-4310, разработанный еще в 60-х годах, гражданский вариант которого производился с 1981 года и прошел глубокую модернизацию в 1989 году. Именно эта модернизированная версия и стала базой для проектирования модели 43118.
Серийное производство грузового автомобиля КамАЗ-43118 началось в 1995 году и продолжается по сегодняшний день. В 2010 году модель прошла через серьезный рестайлинг, изменивший ее внешний облик и комплектацию.
Основные характеристики автомобиля КамАЗ-43118
Полноприводный бортовой грузовой автомобиль КамАЗ-43118 версии 1995 года производился со следующими техническими характеристиками:
Грузоподъемность - 10 т;
Возможность буксировки - прицепы до 12 т;
Максимальная скорость - 90 км/ч;
Двигатель - КамАЗ-740.30-260 рабочим объемом 10,65 л и мощностью 260 л.с., соответствующий требованиям Евро-2;
Коробка передач - механическая, пяти- или десятиступенчатая.
Кабина этого грузовика была стандартной для КамАЗов того времени - аскетичной, с минимальным количеством дополнительных приспособлений и регулировок для водителя. Основные отличия автомобиля КамАЗ-43118 от предшественника - модели 4310 - заключались в наличии гидроподъемника кабины, ином двигателе и нетрадиционной для камских грузовиков компоновке шасси.
В данном автомобиле кузов вплотную придвинут к кабине, что позволило значительно увеличить его длину
(6,1 м против 4,8 м у модели 4310) при относительно небольшом увеличении базы (8,6 м против 7,65 м у 4310). В результате запасное колесо с традиционного места за кабиной пришлось переместить под раму.
Рестайлинг 2010 года не изменил параметры грузоподъемности, габаритные размеры шасси и платформы, но повлиял на внешность и многие технические характеристики автомобиля, которые существенно улучшились.
Двигатель и трансмиссия
На данный момент КамАЗ-43118 оборудуется двумя видами двигателей:
- 300-сильным мотором КамАЗ 740.55-300 (соответствует требованиям Евро-3);
- Модернизированным двигателем КамАЗ 740.30-260 мощностью 260 л.с., теперь также соответствующим требованиям Евро-3.
Оба силовых агрегата дизельные, снабжены турбонаддувом с промежуточным охлаждением подаваемого воздуха. Расход топлива у менее мощной версии составляет около 33 л в смешанном цикле, у более мощной - до 38 л. Максимальная скорость для груженых автомобилей с мотором в 260 л.с. составляет 90 км/ч, для трехсотсильной версии - 102 км/ч. Примечательно, что груженый КамАЗ с самым мощным двигателем разгоняется до скорости 60 км/ч за 36 секунд. Это только на первый взгляд может показаться плохим результатом, но на самом деле более чем достаточно для среднетоннажного грузовика, да еще и полноприводного.
Сейчас КамАЗ-43118 агрегатируется двумя видами коробок передач: камазовской десятиступенчатой механической КПП типа 154 или механической девятиступенчатой коробкой ZF 9S 131 OTO.
Ходовая часть
Шасси нашего "героя", как уже было сказано, является полноприводным с колесной формулой 6х6. Подвеска рессорная, дифференциал отключаемый. Стоит отметить, что для автомобиля КамАЗ-43118 были разработаны шины новой конструкции, обладающие повышенной проходимостью и способные выдерживать высокие нагрузки (до 4 т на каждое колесо). Колеса дисковые, шины пневматические с автоматически регулируемым давлением. Типоразмер шин - 425/85 R21.
Кабина
Внешне КамАЗ-43118 похож на остальные модели данного автопроизводителя, прошедшие через рестайлинг. Хоть каркас кабины в целом и остался таким же, как и в модели 1995 года выпуска, ее исполнение стало более современным. Изменилась радиаторная решетка, появился новый обтекаемый литой бампер, который красится в цвет кабины, добавились интегрированные боковые обтекатели, несколько видоизменились зеркала заднего вида. Также обновилась оптика: теперь габаритные огни, фары головного света и указатель поворота объединены в единые блоки. В свою очередь
цельное исполнение ветрового стекла существенно улучшило обзор дороги.
Внутренние изменения получились не настолько глобальными, и сравнительно с другими обновленными моделями КамАЗ-43118 выглядит таким себе "простаком". Но это связано не с экономией на автомобиле, а с тем, что он, во-первых, позиционируется как недорогой среднетоннажный грузовик, а, во-вторых, изначально предназначался для эксплуатации военными и МЧС в суровых условиях. Другими словами - это рабочая лошадка без каких-либо изысков и излишеств. Тем не менее, сейчас модель комплектуется современной приборной панелью с антибликовым покрытием. Кроме того, по сравнению с образцом 1995 года заметно улучшилось качество примененных в отделке материалов.
А еще КамАЗ-43118 получил спальное место несмотря на то, что разрабатывался как грузовик для перевозок на короткое плечо.
Размеры спальной зоны невелики, но отдохнуть там все же можно. Стоит отметить, что в базовой комплектации есть даже мягкий спальный матрас. Также в новой кабине можно отметить улучшенную тепло- и звукоизоляцию, более высокое качество систем отопления и вентиляции салона.
Основные модификации автомобиля КамАЗ-43118
КамАЗ-43118 получился настолько удачной машиной, с прекрасным сочетанием выносливости, грузоподъемности и проходимости, что его шасси стало основой для большого количества модификаций. В частности:
КамАЗ 4355 - капотный грузовик, производимый с 2003 года;
КС-55713-5К - автокран грузоподъемностью до 25 т, производимый с 2005 года;
КС-35719-7-02 - автокран грузоподъемностью до 16 т, производимый с 2006 года;
КамАЗ 44108 - седельный тягач, производимый с 2009 года;
КамАЗ 45141 - карьерный самосвал, производимый с 2009 года;
ЕТ-4322 - экскаватор-планировщик, производимый с 2010 года;
КМ-100 - бортовой грузовик, оборудованный краном-манипулятором;
МПУ - мобильный пункт управления в чрезвычайных и кризисных ситуациях, производимый с 2010 года;
ГрАЗ АЦ-56141-45 - бензовоз;
АЦ-10 - автомобильная цистерна;
ПП-91 - понтоновоз.
Также пользуются спросом сортиментовозы и лесовозы на шасси КамАЗ-43118, которые благодаря прекрасным параметрам проходимости и хорошей грузоподъемности могут перемещаться и работать в условиях пересеченной местности и труднопроходимых участков леса.
Фото: expotechnika.ru