← Негабаритные и опасные грузы

Не мелко плаваем: реки готовят для негабаритного груза

В этом году по Днепру и Березине должен пройти караван судов с грузом для Белорусской АЭС. Точные сроки доставки груза на строящуюся в Островецком районе атомную электростанцию пока не известны, однако работники предприятия водных путей "Днепро-Березинское", а особенно экипажи земснарядов, призванных углублять речное дно и разрабатывать многочисленные перекаты, с ранней весны готовятся к важнейшей миссии. Груз ответственности на речниках лежит колоссальный, однако уже сегодня они заявляют: караван пройдет!

Водяной "пылесос"
В день нашего приезда землесосный снаряд "Верхне-Днепровский" работал на старом русле Березины возле Светлогорска. Он относится к техническому флоту и предназначен для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов. Командир судна Николай Добыш несет очередную 12-часовую вахту, практически не отлучаясь из рубки. Перед ним - пульт с многочисленными тумблерами и кнопками, рядом лежат бортовой журнал и рация. Через окна рубки видны механизмы лебедок, с помощью которых судно передвигается.
Принцип работы земснаряда схож с пылесосом: мощный насос закачивает песок со дна реки и по трубам переправляет его на берег, где уже вырос настоящий сыпучий террикон. Машина грохочет, однако командира это не беспокоит. Наоборот, по звуку мотора он определяет, продолжает ли еще насос затягивать песок или уже можно переходить на другое место.
Сдав вахту своему помощнику, Николай Добыш рассказывает, что ежедневно вместе с песком труба "выстреливает" массу интересных предметов, начиная с некогда утопленных рыболовных снастей и заканчивая пулями, ядрами, винтовками наполеоновских времен и старинными монетами.
- На моем счету - три подвесных лодочных мотора, алюминиевая лодка и позвонок неизвестного древнего животного величиной с бочонок, - перечисляет командир самые интересные, на его взгляд, находки. - Правда, времени на поиски не бывает, у нас другие задачи.
По труду и честь
Кажется, что этого человека река уже ничем удивить не может. Еще бы: Николай Иванович пришел в речной флот в 1977 году, ему еще и восемнадцати не было. Просто увидел в газете объявление о наборе в профильное училище и сделал выбор на всю жизнь. Сначала был практикантом, затем - лебедчиком-мотористом. После окончания школы командного состава пришел сюда же в должности первого помощника командира, а со временем дослужился до "главного".
В ответ на просьбу описать в двух словах функции земснаряда Добыш подводит меня к берегу старицы, на которой и стоит судно:
- Моя основная задача - поддержание судоходства на реках. Здесь, на старом русле, еще недавно было болото. Сюда перестала заплывать рыба, пришел в запустение порт, куда в свое время прибывали баржи за песком. Сегодня благодаря земснаряду дно чистое, глубина увеличилась, старица вновь судоходная. А попутно ведется добыча песка, который будет применяться при строительстве Светлогорского комбината сульфатной беленой целлюлозы.
Работа командира земснаряда более чем ответственная: только от него зависит, пройдет корабль по Днепру и Березине беспрепятственно или сядет на мель. Самоотверженный труд командира был оценен по достоинству: в этом году он награжден медалью "За трудовые заслуги". За какие именно? Николай Иванович пожимает плечами: "Работаю..." Разумеется, скромничает. Еще во времена Советского Союза он принимал активное участие в прокладке под руслом рек дюкеров - напорных участков трубопровода, по которым качали нефть и газ. Также на его счету уникальная операция по спуску теплохода на Браславских озерах. Огромное судно лежало на берегу, его нужно было без подъемных кранов и буксиров бережно спустить на воду, что и сделал Добыш с помощью своего земснаряда, выкопав прямо под теплоходом канал.
А под Борисовом, управляя "Верхне-Днепровским", Николай Иванович сооружал песчаную дамбу, призванную защитить жителей поселка Дымки от потопов. Работа заняла почти два года, но в результате вешние воды перестали здесь бедокурить.
Генеральная репетиция
Самым же знаковым событием в карьере Добыша оказалась проводка по Днепру и Березине прямиком из Украины трех рудовозов с генеральным негабаритным грузом для Минской ТЭЦ-5.
- О предстоящей транспортировке нам сообщили всего за несколько дней. Был очень засушливый август, и караван, на каждом стометровом судне которого находилось 500 тонн груза, попал на самый межень: уровень воды в реках упал до критического, - вспоминает Николай Иванович. - Мы вели суда круглые сутки. Далеко впереди сплавлялся обстановочный теплоходик с изыскательской русловой партией, "щупал" эхолотами дно, искал мели. Мой земснаряд также следовал перед караваном, разрабатывал перекаты из намытого течением песка, пробивал траншеи на фарватере, расширял, где нужно, путь.
По словам Добыша, права на ошибку речники не имели. Посадить на мель груженый рудовоз - настоящее ЧП, ведь огромное судно очень сложно отбуксировать. Задача усложнялась тем, что одно из судов имело довольно ощутимый дифферент на нос: при погрузке неправильно расположили оборудование для теплоэлектроцентрали. Как бы там ни было, караван прошел, как говорится, без сучка и задоринки.
К слову, подобный опыт оказался как нельзя кстати. Памятная проводка каравана оказалась своего рода генеральной репетицией перед доставкой по Днепру и Березине груза для Белорусской АЭС.
Все путем!
Каким будет этот караван, речники еще не знают. Вероятнее всего, предполагает Николай Добыш,
суда будут заполняться под завязку - на каждое из них придется по 1100 тонн груза,
а это значит, что их осадка составит около двух метров, для белорусских рек это немало.
Именно поэтому подготовка к проводке каравана началась сразу же после схода ледяного покрова и открытия навигации на водотоках. Все лимитирующие перекаты, давно известные и отмеченные на судоходных картах, разработаны. В зоне ответственности предприятия "Днепро-Березинское", а это почти 560 километров водных артерий, постоянно курсирует обстановочный теплоход. Специалисты раз за разом промеряютглубины, ищут новые перекаты. При малейшем подозрении вызывают земснаряд, который пробивает дополнительные траншеи в русле.
- Главное - соблюдать правила течения, - поясняет Николай Иванович. - Если мы неправильно разработаем перекат, поток воды его быстро снова заполнит песком. Если же сделать прорезь правильно, река сама поможет расчищать путь. А
перед самым проходом каравана для АЭС все силы будут брошены на профилактическую расчистку.
Да и сами суда будем сопровождать круглосуточно. По аналогии с ледоколом, следующим перед караванами по северным морям.
Николай Добыш считает, что доставка материалов на "стройку века" окажется самой ответственной миссией в его жизни.
- Все до единого суда, какими большими они ни были бы, прибудут на место без происшествий и в срок, - уверен командир.
Фото: ng.by
Народная газета