Вы наверняка слышали выражение "просела гильза" или "просели гильзы". Попробуем разобраться, что это такое. Рассмотрим вариант, когда на автомобиле установлен двигатель с раздельными головками, возьмем в качестве примера обычный автомобиль MAN. Двигатели этого авто в наибольшей степени подвержены такой проблеме, как просадка гильзы, хотя в данном случае это выражение не вполне подходит.
Сначала вспомним, что на импортных грузовиках используются как правило рядные шестицилиндровые двигатели; они бывают как с раздельными головками на каждый цилиндр, всего две головки (каждая закрывает по три цилиндра), так и с одной головкой на весь блок. Редко, когда три головки приходится на два цилиндра каждая (такое бывает на маленьких грузовиках MAN).
Если мы в нашем случае посмотрим на двигатель со снятыми головками, то увидим, что гильзы расположены близко к друг другу.
Так сделано чтобы двигатель был максимально коротким. Поэтому болты, которые прижимают головку блока расположены как бы по кругу, но по бокам их просто нет. Выступ гильзы на этом блоке должен быть в пределах 0,03-0,09 мм. Заводское расположение как правило порядка 0,07 мм. При нормальном выступе гильзы обеспечивается натяг головка-прокладка-блок. Если предположить, что гильза находится в нулях, прокладку блока пробьет газами наружу.
В литературе встречаются описания, как при снятой головке мерить выступ гильзы. Однако, это не всегда правильно. Сейчас постараюсь объяснить почему. Допустим, у машины следующая неисправность: пробило прокладку блока плюс к этому повышенные газы в системе охлаждения. Первое что приходит на ум - это прокладка. Но часто не прокладка является причиной. Часть машин, которые приезжали ко мне на ремонт уже побывали в сервисах. Сначала им меняли прокладки, потом прокладки и болты, а встречались и такие у которых прокладку мазали краской!
Согласно правильной технологии ремонта мы должны снять головку, после чего промерить выступание гильзы. На MAN-е для этого есть специальная прижимная плитка с четырьмя разрезами. Так вот, если мы будем мерить выступ по технологии, то у нас покажет положительное значение во всех четырех точках, а прокладки-то пробивает!?
Все дело в том, что на этой машине гильза не проседает полностью, она как бы шевелится, приподнимаясь по краям где не хватает тех самых болтов и протирает блок, прокладку, головку. Соответственно, когда двигатель остается без нагрузки, гильза висит на своих верхних, не протертых точках, а по бокам под ней протертые ямы, именно поэтому по промерам мы этого не видим.
"Лечится" это вполне технологичным ремонтом. Для этого нужно отфрезеровать посадочные места в блоке, отшлифовать головки и установить увеличенные по бурту гильзы (уложить ремонтные шайбы).
В итоге мы получаем: новые параллельные поверхности и соответственный выступ гильзы. Хотелось напоследок предупредить тех, кто любит менять прокладки от пробоя до пробоя - вы рискуете получить обрыв бурта гильзы во время движения и вот тогда последствия могут быть плачевными...
Фото: ooo-tm.ru