Общий объем мирового рынка сейчас равняется порядка 1,2 миллиарда шин, и аналитики компании Euler Hermes прогнозируют, что эта отрасль будет стабильно развиваться в ближайшие три года. По прогнозам экспертов, продажи шинных компаний вырастут на 4% в натуральном и на 8% в денежном выражении.
Всего в мире существует порядка 1 500 шинных производителей, и 1 400 из них базируются в Китае. Все компании можно условно поделить на три группы.
В первую входят "лидеры", чья общая доля мирового рынка составляет порядка 40%. Главным игроком рынка является японская корпорация Bridgestone, контролирующая более 15% глобального рынка. На втором месте находится французская Michelin с долей порядка 14%, а далее следует Goodyear с 10%.
Вторую группу составляют "претенденты на лидерство", и в нее входит семь шинных компаний, чья общая рыночная доля равняется 25%. Некоторые из них базируются в развивающихся странах и демонстрируют - особенно производители из Южной Кореи и Китая - очень высокие темпы роста.
Наконец, третью группу в Euler Hermes назвали просто "остальные". Она состоит из бесчисленных маленьких компаний, большинство которых базируется в Азии. Среднесрочные перспективы для этих предприятий в действительно довольно тусклые, поскольку сейчас индустрия столкнулась с двумя основными проблемами - волатильность цен на сырье, а также изменения стоимости покрышек.
Шинная индустрия отличается крайне высокой чувствительностью к ситуации на сырьевом рынке, в первую очередь на натуральный и синтетический каучук, на которые тратится две трети от всех средств, выделяемых на закупки сырья.
Цены на каучук могут существенно колебаться и даже удваиваться в течение одного года. Кроме этого, цены на натуральный и синтетический каучук настолько связаны друг с другом, что простая замена не является выходом из ситуации. На самом деле оба материала в зависимости от технологий и необходимой износоустойчивости шин требуются в различных количествах и пропорциях -
натуральный каучук обеспечивает отличную износостойкость покрышек, что особенно важно для производителей специализированных шин (шины для тяжелой строительной техники и т.д.), таких как Michelin.
Компания Goodyear, специализирующаяся в первую очередь на легковых шинах использует смесь из 60% синтетического и 40% натурального каучука. В период с 2009 по 2011 год расходы производителей на покупку сырья выросли с 23 до почти 34%.
Три лидера рынка хорошо подготовлены к колебаниям цен на сырье благодаря своей сильной ценообразовательной способности. Они могут "перемещать" выросшие расходы в производство высокотехнологичных шин с высокой добавленной стоимостью, вследствие чего разницу в затратах компенсируют конечные пользователи. Такая возможность недоступна для многочисленных маленьких компаний. В этом плане большое значение имеет тенденция к увеличению доли шин высокого ценового сегмента диаметром от 16 дюймов. По прогнозам экспертов, рыночная доля этих покрышек вырастет с 20% в 2010-м до более 30% в 2020 году. Эта тенденция обусловлена двумя основными факторами. Во-первых, увеличивается количество автомобильных систем безопасности, таких как ABS, ESC итрэкшн-контроль. Они очень широко распространены в Европе, а теперь становятся все более частым явлением и в других регионах. Во-вторых, растет популярность премиальных автомобилей класса SUV, что также влияет на шинный рынок.
Сейчас главным драйвером роста глобального шинного рынка является быстрое развитие стран Азии, и в ближайшие годы эта ситуация сохранится.
Кроме этого, снижение цен на сырье и масштабные меры по реструктуризации, ставшие результатом кризиса 2008-2009 годов, когда производители были вынуждены адаптировать свое производство к замедлению темпов развития автомобильного сектора, а также увеличение доли шин высшего ценового сегмента (от 17 дюймов) позволяют лидерам отрасли существенно улучшать свою прибыльность. Наконец, все более жесткие требования - особенно в Европе - к характеристикам покрышек, таким как сопротивление качению и эффективность торможения на мокрой поверхности, выгодны премиум-производителям и создают новые проблемы для некоторых компаний меньшего размера, в первую очередь китайским.
Если большинство производителей автокомплектующих получает в сегменте первичной комплектации порядка 90% своей выручки, в случае с шинными компаниями на долю OE приходится только 25% от общих продаж.
Следовательно, стратегия развития производителей шин и других комплектующих будет фундаментально отличаться - шинным компаниям необходимо продавать свою продукцию конечным пользователям (при помощи рекламных кампаний, участвуя в престижных чемпионатах по автоспорту и т.д.), а также создавать эффективную сеть дистрибьюторов и увеличивать продажи зимних шин. Только такони смогут обеспечить себе необходимые продажи и прибыльность.
Учитывая важность вторичного рынка, глобальные игроки владеют своим собственными широкими дистрибьюционными сетями. К примеру, Bridgestone принадлежит европейская торговая компания First Stop, владеющая 300 центрами во Франции и порядка 2 000 во всей Европе. Рыночная доля First Stop во Франции оценивается в 5% (по количеству проданных шин в единицах продукции).
Michelin владеет сетью Euromaster, которая включает в себя 300 центров во Франции (рыночная доля - порядка 10%) и почти 2 000 во всей Европе. В Северной Америке дистрибьюцией шин Michelin занимается TCI, в других регионах - TyrePlus. У компании Goodyear есть сеть Vulco, включающая в себя 5 000 центров в Европе и Африке (рыночная доля во Франции - почти 5%), а Continental также создала для себя собственную сеть в Европе, занимающую второе место после Euromaster. В последние годы Continental купила несколько торговых компаний, в том числе Profil Plus (доля французского рынка - 5%).
Интегрированные дистрибьюционные сети обладают намного более высокой рыночной властью, чем независимые дилеры. Цель таких комплексных сетей в объединении независимых сервисных центров (таких как point S, Siligom, Speedy или Feu Vert) с торговыми площадями. Кроме этого, продажи и прибыль можно увеличивать при помощи эксклюзивных контрактов с компаниями, использующими автопарки, в первую очередь грузовиков.
Фото: autoconsulting.com.ua