← Коммерческий транспорт

КАМАЗ-5490: альфа и омега

Не прошло ещё и года, как "КАМАЗ" выпустил "в свет" свой новый продукт - магистральный тягач М1842, более известный по своему индексу как КАМАЗ-5490. Какие горизонты открываются, если смотреть "прямо по курсу" в его лобовое стекло? Что виднее конструктору, а что - водителю? На днях корреспонденты газеты "Вести КАМАЗа"  побывали у разработчиков и у эксплуатантов, чтобы узнать их мнение о новом продукте.

В конце февраля, как известно, серийная сборка реального конкурента мировым брендам была приостановлена на месяц по причинам логистического характера. Сейчас темп сборки на ГСК-2 автомобильного завода достиг планового для нынешнего года уровня: восемь автомобилей в смену. Незапланированная пауза, по словам главного конструктора, руководителя проекта "Создание семейств перспективных автомобилей КАМАЗ" Евгения Макарова, оказалась очень кстати: критическим взором посмотрев на состав автомобиля, ещё раз перепроверили, сверились с требованиями клиента и производства - особенно в части последовательности и трудоёмкости сборки.
- Сложа руки не сидели, - замечает Евгений Геннадьевич, - пересмотрели некоторые конструктивные решения в пользу как технологичности, так и надёжности автомобиля, улучшили технологичность в целом.
В сопровождении Макарова редакционная бригада газеты, пройдя через экспериментальный цех НТЦ, оказывается на местном выставочном полигоне. "Компанию" КАМАЗу-5490 составляют "ближайшие родственники": 65207, 65206. За последний год в НТЦ создан целый ряд семейств автомобилей, достаточно сильно унифицированных друг с другом: магистральные, тяжёлые транспортные и тяжёлые.
- В этой связи огромную работу провели с поставщиками, -продолжает Евгений Макаров. - Главным образом - с изготовителями пластиковых деталей. Сейчас уже все они перешли на основную технологию, отработали техпроцессы от изготовления до окраски, с "детскими болезнями", которые обнаружились на первых образцах, справились.
Магистральный тягач фактически стал двойной премьерой "КАМАЗа": новый продукт "въехал" также в новый рыночный сегмент - единственный, где до сих пор компания должным образом не была представлена. Впрочем, есть и ещё одна сторона премьеры:
М1842 - первый камазовский автомобиль, полностью спроектированный на компьютере в системе "трёхмерки".
- Конечно, хотелось бы сразу получить автомобиль без проблем, - признаётся руководитель проекта. - Не буду скрывать, что несколько неожиданных ситуаций выявлено было, но мы их решили. Все наработанные решения пошли в копилку наших знаний и опыта и, безусловно, будут учтены при создании новых моделей автомобилей.
При всём многообразии плановых испытаний, новые магистральники дополнительно получили чисто российский "бонус". Климатический, от недавней зимы. Их акклиматизация к условиям работы в аккурат пришлась на холодный период. Это тоже заставило проектантов помозговать над заменой ряда компонентов, внести некоторые изменения в конструкцию.
- В частности, - продолжает Макаров, - теперь
на все автомобили 5490 устанавливаемвлагомаслоотделитель, который дополнительно снижает влажность воздуха в системе, что позволяет предотвратить замерзание, закупоривание в трубках.
Сейчас 20 автомобилей-новинок находятся в подконтрольной эксплуатации у двух клиентов-перевозчиков. Фактически каждый - на виду, конструкторы поддерживают связь с эксплуатантами не только при посредничестве ТФК "КАМАЗ", но и фактически в режиме реального времени. Всё для того, чтобы в случае замечаний и пожеланий отработать проблемные места до масштабов серийного производства, чтобы массовый клиент получил уже доработанный автомобиль. Тот, который он ожидает.
В ООО "Интермодальная транспортировка-КАМАЗ", которое приобрело в свой парк 10 новых магистральных тягачей М1842 в декабре прошлого года, есть и пять аналогичных "Мерседесов".
Генеральный директор ИТК Игорь Заборсин спешит заверить: "наши" ничем не уступают импортным аналогам.
- А 30%-ная разница в цене по сравнению с мировыми брендами ещё и усиливает преимущества КАМАЗа, - вносит он существенную корректировку. - Автомобиль получился очень хороший. Наши водители для работы на нём прошли обучение в РИПТиБе, плюс дополнительно обучили мы около 50 человек тех, кто занимается доставкой товарных автомобилей. С НТЦ заключён договор на период подконтрольной эксплуатации - мы сдаём им масло, фильтры и прочее на исследования. Знаем, что параллельно ведётся работа по увеличению межсервисного пробега, по повышению качества автомобиля. Кстати, мы приобрели тягачи в лизинг, оформив продукт "Особенный" - внесли 20% первоначального платежа. 2% годовых на три года нас вполне устраивают. Как мне представляется, поработав ещё год после лизингового расчёта, автомобиль оправдает себя.
В "кулуарах" ИТК говорят: если хотят водителя поощрить - его пересаживают на новый КАМАЗ. Виктор Васильевич Верченко за рулём - больше четверти века. С декабря уже 54 тысячи километров на новом магистральнике наездил. Только что из Москвы вернулся, на очереди - Ставрополь.
- Серьёзных поломок за это время не случалось. Комфортный, экономичный автомобиль, по скорости европейским не уступает, есть кондиционер и подогреватель для обогрева двигателя. Зеркала с подогревом, под любой угол настраиваешь, - не жалеет водитель-экспедитор добрых слов в адрес своей новой "лошадки". - И в управлении не сказать, чтобы сильно сложно было: кто на 5460 работал, тот уже к электронике готов. Вдобавок салон усовершенствован и панель приборов, компьютерная диагностика идёт. Можно откинуть сиденье под нужным углом. Спальное место намного больше стало, есть полки для одежды - не помню, на прежних моделях куда её клал? Я в командировках гостиницы не люблю. Тёплая машина как свой дом. В общем, всё так, как нам бы хотелось.
Тем не менее, и на такой совершенной модели ухитрился Виктор Васильевич внедрить свой водительский конструкторский "кайдзен": столик придумал выдвижной сделать. Когда быстро перекусить требуется, очень удобно. На предложение запатентовать изобретение смущается:
- Я бы и на других машинах сделал, да на них возможности не было.
- В этом году планируется пробный вывод на рынок ещё нескольких комплектаций М1842, - заключает наше небольшое путешествие Евгений Макаров. - Будут двигатели разной мощности, модификации с автоматической коробкой передач, появятся безретардовые (это связано с системой торможения) комплектации. В августе планируем выпустить партию тяжёлых транспортных автомобилей - КАМАЗ-65207 (первая комплектация - с двигателем 400 л.с.) и КАМАЗ-65206, это седельный тягач с колёсной формулой 6х4 полной массой 26 тонн. Есть уже газовые модели, есть гибридные - дизель и электро, газ и электро. На очереди ещё одно семейство - 6580, тяжёлые автомобили, новое поколение нашего 6520. Они будут строиться на той же платформе, что и 5490, но комплектоваться нашими двигателями - что, рассчитываем, благоприятно скажется на их стоимости. КАМАЗ-5490 уже сертифицирован. В планах блока развития этого года - получить расширенное Одобрение типа транспортного средства, а также ОТТС на 65206, 65207. Сертификация тяжёлого семейства - задача на 2015 год. И, безусловно, "по умолчанию" - постоянная работа над снижением себестоимости.
Фото: kamaz.ru
Вести КАМАЗа