← Дороги, инфраструктура

Путь к европейским автобанам в Липецкой области открыт

Со времён Гоголя и Салтыкова-Щедрина лучшего объекта для сатирика, чем российские дороги, не найти. Но сегодня важно не столько критиковать, сколько разобраться в том, по какому направлению должно идти дорожное строительство. Об этом и о других не менее важных для отрасли вопросах "Липецкая газета" побеседовала с начальником управления дорог и транспорта Липецкой области Валерием Елфимовым.

- Валерий Иванович, в общероссийском рейтинге Липецкая область занимает 12-е место по протяжённости дорог с твёрдым покрытием. У нас этот показатель составляет 482 метра на квадратный километр площади. Результат достойный. Но в Московской и Белгородской областях, Адыгее, Ингушетии, Северной Осетии на квадратный километр приходится 600 метров дорог. Что нужно сделать, чтобы догнать лидеров?
- Отвечу вопросом на вопрос: а нужно ли нам догонять лидеров по этому показателю? Тем более что плотность дорог у нас в области на достаточно высоком уровне. Ведь строительство - наиболее капиталоёмкий вид дорожных работ. Так что можно все деньги потратить на возведение всего десяти километров новых магистралей. А не лучше ли отремонтировать двести километров уже существующих и помочь районам обеспечить качественное содержание всей дорожной сети региона?
На мой взгляд, за лидером надо тянуться не там, где мы вот-вот его догоним, а там, где мы существенно отстаём. Например, три четверти наших дорог не соответствуют нормативным требованиям. Это значит, что они исчерпали свой резерв и требуют безотлагательного ремонта. Недоремонт по региональной сети дорог составляет более трёх тысяч километров, половина из них - маршруты перевозки школьников. Вот где надо прилагать сверхусилия и кардинально улучшать показатели. При нормативных межремонтных сроках для асфальтобетонных покрытий, а это четыре-шесть лет, ежегодно нам нужно ремонтировать пятьсот километров. Но в период с 2007 по 2011 год на эти цели было направлено всего 905 миллионов рублей при потребности около 7 миллиардов.
Отсутствие финансирования просто убивало дорожную отрасль. В результате ежегодно ремонтировалось в десять раз меньше дорог, чем требовалось.
Ситуация меняется к лучшему. В 2012 году на все виды ремонта и содержания дорог области было направлено 1,4 миллиарда рублей, в 2013-м - 1,8 миллиарда. В 2014-2020 годах в соответствии с государственной программой дорожной деятельности Липецкой области на эти цели запланировано почти 9,5 миллиарда рублей, в том числе на ремонт региональных дорог - 5,6 миллиарда. Это обеспечит стабильную динамику роста протяжённости областных магистралей, отвечающих нормативным требованиям. Но даже финансирование в десятикратных объёмах по сравнению с предыдущими периодами не позволяет до конца решить проблему "недоремонта". Однако мы будем увеличивать темпы работ. Да и от строительства новых участков не отказываемся.
pldor.jpg
- Какова плотность автодорог в районах? Как выровнять ситуацию в разных муниципалитетах?
- Показатели отличаются незначительно. Лучше положение в Грязинском, Хлевенском, Липецком районах, несколько хуже - в Лев-Толстовском, Тербунском, Данковском. Понятно, что сеть дорог складывалась годами, и сегодня нужны коррективы с учётом реальной потребности каждого муниципалитета. Но преимуществом пользуются те из них, в которых идёт ускоренное промышленное развитие. Именно там новые участки дорог дают наибольший экономический эффект.
- Когда завершится строительство кольцевой автомагистрали вокруг областного центра и как это повлияет на его экономику и социальную сферу?
- Этот масштабный проект имеет огромное значение для всей области.
"Восточный обход промышленной зоны Липецка" обеспечит международные транспортные связи с учётом выхода на трассы М-4 "Дон" и М-6 "Каспий".
Он разгрузит трассы "Липецк - Усмань", "Липецк - Грязи", а транзитные транспортные потоки будут выведены за пределы городской черты. В этом году планируем начать строительство уже второй очереди протяжённостью без малого 12 километров и стоимостью 3,3 миллиарда рублей. И после этого уже можно будет говорить о полноценном кольце. Сейчас оно разорвано, а роль перемычки выполняет гидротехническое сооружение - дамба. Это недопустимо. Поэтому мы стремимся выйти на тамбовскую трассу, чтобы окончательно закольцевать дорогу вокруг Липецка. Таким образом, мы переходим от задач модернизации дорожной отрасли к её устойчивому развитию. А её качественно новый уровень обеспечит инновационный сценарий социально-экономического развития не только нашего региона, но и всей страны.
- Насколько эффективным было решение о создании областного Дорожного фонда? Как это сказалось на темпах решения дорожных проблем в регионе?
- С 1 января 2012 года после десятилетнего перерыва в России были воссозданы региональные дорожные фонды. Объём финансирования, направленный на содержание, ремонт и строительство дорог регионального значения, по сравнению с прошлыми периодами увеличился почти втрое. Основными источниками формирования Дорожного фонда области на 2013 год были доходы от уплаты акцизов на ГСМ, транспортного налога, субсидии из федерального бюджета. Законодательно определено, что имеются ещё 34 дополнительных источника пополнения бюджета фонда. Не все они пока выглядят реалистично. Можно назвать только государственную пошлину за выдачу разрешений на проезд тяжелогружёного транспорта, а также использование имущества, входящего в состав автотрасс.
И всё же создание дорожных фондов даёт отрасли ряд плюсов. Это возможность использовать налоги и сборы, связанные с автотранспортом, по прямому назначению - для улучшения условий движения этого самого автотранспорта. С созданием территориального Дорожного фонда появилась возможность прогнозировать объём финансирования работ на длительный период. В 2013 году заключены государственные контракты по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения на трёхлетний срок, а также принята Государственная программа дорожной деятельности Липецкой области на шестилетний период с общим объёмом финансирования почти 24,4 миллиарда рублей. Наконец, узаконен порядок перехода неизрасходованных средств на следующий год - теперь их не нужно возвращать в бюджет, как раньше.
- В этом году заработали и муниципальные дорожные фонды. Какие перспективы это открывает для ремонта и содержания местных дорог?
- Два муниципальных дорожных фонда созданы на уровне городских округов в Липецке и Ельце, четыре - на уровне муниципальных районов (Измалковский, Тербунский, Хлевенский и Чаплыгинский). Кроме этого на уровне городских и сельских поселений их создано 243 единицы. Из областного бюджета в муниципальные фонды перечислено 425 миллионов рублей. Органы местной власти могут использовать эти средства на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, в том числе и капитальный, автодорог, а также благоустраивать дворовые территории многоквартирных домов и подъездов к ним. Бюджетные ассигнования муниципального Дорожного фонда, неизрасходованные в текущем финансовом году, остаются в бюджете муниципалитета на следующий год, что позволяет более эффективно планировать выполнение дорожных работ, заключать долгосрочные контракты. Считаю, что это новшество станет несомненным шагом вперёд на пути пре-одоления российского бездорожья, ведь появился действенный инструмент для развития поселенческих и межпоселенческих автодорог.
- Почему в прошлом году не все целевые средства были освоены? Получается, что деньги появились, а материально-техническая база дорожных предприятий пока не соответствует поставленным целям?
- Задачи действительно усложнились, но и перспективы для развития появились значительные. Опыт работы последних двух лет показывает, что большинство предприятий готово к новым условиям. Вы правы, не все средства 2013 года освоены. Однако на то были объективные причины. "Виновата", например, экономия по торгам на выполнение работ. Так, были зарезервированы средства в сумме 134 миллионов рублей на начало строительства второй очереди автомобильной дороги "Восточный обход промышленной зоны Липецка" с привлечением субсидий из средств федерального бюджета. Пока вопрос об их выделении находится на рассмотрении в Министерстве транспорта РФ. Также произошло уменьшение стоимости работ по устройству линий наружного освещения в процессе корректировки проектно-сметной документации на шестнадцать миллионов рублей.
- Строительство качественных дорог зависит от современной техники и технологий. А это требует больших финансовых вложений. Как привлечь дополнительные деньги из федерального бюджета и от инвесторов в отрасль?
- Долевое участие бюджета Липецкой области в строительстве "Восточного обхода промышленной зоны Липецка" составляет всего пять процентов от общего уровня финансирования. В основном средства выделяются из федерального бюджета с учётом исключительной важности подъездных путей к особой экономической зоне "Липецк", что вносит весомый вклад в инвестиционную привлекательность ОЭЗ. Работа по привлечению федеральных средств на строительство наиболее важных дорожных объектов продолжится. При этом очень важно применение наиболее современных технологий в области дорожного строительства и использование универсальной современной дорожной техники. Это увеличивает вероятность положительного решения по выделению средств федерального бюджета.
К сожалению,
уровень износа парка дорожных машин на сегодняшний день составляет около 60 процентов.
Многие говорят, предложите немцам построить у нас автобаны, и все проблемы решатся. Да, они построят. Но, как показывают последние политические события, технологическая зависимость может дорого обойтись нашей стране. Нужно самим создать дорожную отрасль, которая сможет строить автобаны европейского уровня. Поэтому мы будем приобретать новую технику благодаря современным кредитным и лизинговым схемам, внедрять инновационные технологии.
Сейчас на федеральном уровне реализуется проект взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, разрешённая масса которых составляет более 12 тонн. В дальнейшем проект распространится и на региональные трассы. При этом размер оплаты будет определяться в зависимости от фактически пройденного расстояния по данным ГЛОНАСС. Мы намерены заключить концессионное соглашение с инвестором, который за счёт собственных средств купит, установит и обеспечит техническое обслуживание оборудования. Это позволит существенно увеличить дополнительное финансирование дорожной деятельности.
- Как вы оцениваете ситуацию с кадрами квалифицированных рабочих и инженеров?
- В дорожной отрасли региона трудится 2,7 тысячи человек. Это в основном опытные профессионалы, наша опора. Но трудовой стаж большинства работников превышает четверть века. Многие толковые и трудолюбивые люди ушли во времена, когда не было достойного финансирования. Нехватка квалифицированных рабочих составляет около пятидесяти человек. Сегодня нам нужны монтажники, электрогазосварщики, машинисты катка, автогрейдера, бульдозера: Отрасль испытывает дефицит инженеров, проектировщиков, мастеров строительно-монтажных работ, геодезистов. Приток молодых специалистов пока невелик.
Без современных кадров мы не сможем освоить инновационные технологии и управлять новой техникой. Но высшие и средне-специальные учебные заведения области до недавнего времени не вели подготовку специалистов-дорожников.
Только с прошлого года по ходатайству нашего управления в Липецком государственном техническом университете открыли обучение по новому профилю подготовки "Автомобильные дороги". Профессиональный лицей  № 12 также стал готовить рабочих нужных нам профессий. Для решения кадровой пробемы необходимо увеличивать зарплату. И это у нас получается. Если в 2012 году она была в среднем всего 16 тысяч рублей, то сейчас приближается к 20 тысячам. Конечно, необходимо стремиться к её дальнейшему росту. Но он во многом зависит от повышения производительности труда, увеличения объёмов и качества работ.
- Всех тревожит вопрос: как наладить контроль строительно-ремонтных работ и неукоснительное исправление многочисленных огрехов во время гарантийного периода? Часто дорожное покрытие не переживает и одного сезона. В чём "секрет" такой недолговечности?
- Причин, которые вызывают разрушение асфальтобетонного покрытия, множество. Это недостаточное уплотнение, некачественные материалы, нарушение технологии, в том числе и в приготовлении асфальтобетонной смеси, отклонения от требований проектно-сметной документации: Главное, чтобы все эти нарушения были вовремя обнаружены, а контроль выполнения работ вёлся строго в соответствии с нормативами. Могу со всей ответственностью сказать, что ситуация меняется к лучшему. На всех участках региональных автодорог мы выполняем послеремонтную диагностику и лабораторный контроль качества уложенного асфальтобетона, привлекая независимые организации. В контрактах обязательно прописана ответственность подрядчиков за некачественно или несвоевременно выполненные работы, устанавливаются гарантийные обязательства. Все выявленные нарушения устраняются ими за счёт собственных средств. А это существенные затраты - до трёх и более миллионов рублей.
Были участки, которые мы вообще не приняли. Работу подрядчики выполнили, а денег не получили.
Значит, объёмы работ перешли на следующий год. Это очень хороший урок для недобросовестных дорожников. К ним применяются и штрафные санкции. Мне очень не нравится выражение "осваивать средства". Мы стремимся грамотно и рачительно их расходовать, исключая любые проявления коррупции.
- Какова перспектива создания народного дорожного предприятия? Что мешает массовому развитию этого движения?
- Управление дорог и транспорта одним из первых поддержало курс по развитию коллективных форм хозяйствования, который проводит временно исполняющий обязанности главы администрации Липецкой области Олег Петрович Королёв. Результатом нашей работы стало созданное в прошлом году ЗАО работников "Народное предприятие "Экспресс-Липецк". За короткий период оно доказало право на существование и показало высокую эффективность. Предприятие приобрело шесть автобусов ведущих мировых производителей. При этом на возмещение части этих затрат из областного бюджета поступило более восьми миллионов рублей субсидий. Также в прошлом году было образовано ЗАО "Л-Бус", которое организовало регулярные пассажирские перевозки. Этот опыт мы решили распространить и на дорожную отрасль. С существенной поддержкой администрации Воловского муниципального района создаётся народное предприятие, которое будет заниматься и дорожной деятельностью, и транспортным обслуживанием. Сначала должно быть создано ООО, затем численность его работников доведена до нормативной, получена лицензия на перевозку пассажиров и багажа, закуплена дорожная и автобусная техника. И только после этого, предположительно в четвёртом квартале этого года, состоится процедура преобразования ООО в народное предприятие. Основная проблема развития коллективных форм собственности - создание основных фондов. Например, воловскому предприятию нужно найти значительные средства на приобретение дорожно-строительной техники.
- Расскажите о перспективных дорожных проектах, которые могут качественно изменить жизнь в Липецке и области в ближайшую пятилетку?
- Мы добиваемся федерального финансирования строительства автомобильной дороги "Обход Чаплыгина", потому что положение в городе очень сложное. Сегодня многотонные грузовики идут через его центр, что создаёт аварийные ситуации и негативно влияет на экологию. Назрела реконструкция въезда в Липецк со стороны Воронежа, которая предусматривает доведение этого участка до первой категории. Сильно перегружена автодорога "Орёл - Тамбов": от развязки на Липецк-Данков 291 километр до выхода на Елец. Эта трасса должна быть первой категории. Нужно увеличивать ширину проезжей части и обочин автомагистрали, которая идёт от Липецка до Ельца. В перспективе на этой дороге будет организовано движение с реверсивными полосами. Требует реконструкции и трасса на Данков. Задачи на пятилетку поставлены амбициозные. Но мы их уже обсуждали с руководителями отрасли и надеемся на реализацию этих проектов. Кроме того, мы рассчитываем в ближайшие годы реорганизовать систему управления в дорожной отрасли, проведя важные изменения как на уровне подрядных дорожных организаций, так и на уровне заказчика. Опыт у нас есть. Хороший экономический результат дало объединение трёх областных государственных предприятий в одно. Будем добиваться стопроцентного использования всех территорий, зданий и сооружений. Уверен, эти организационные изменения, в том числе и в структуре нашего управления, резко повысят эффективность всей дорожной отрасли области. Путь к качественным европейским автобанам для нас открыт.
Фото: moyareklama.ru
Липецкая газета