← Топливо, масла и автохимия

Не пора ли нажать на газ?

В Новосибирской области намерены ускорить переход транспорта на экологически чистые и экономически выгодные виды топлива. Строительство сети газозаправочных станций в регионе синхронизируют с работой по переводу общественного и коммунального транспорта на газомоторное топливо. Об этом сообщил Сергей Титов, временно исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области в завершающий день работы III Международного форума "Транспорт Сибири".

Выгоды и проблемы
Год назад было подписано постановление Правительства РФ, в котором органам федеральной исполнительной власти и субъектам Федерации поручили развивать транспорт, работающий на газе. Согласно документу, к 2020 году в городах с численностью населения более миллиона человек на газ должно быть переведено 50 процентов единиц общественного транспорта.
- Внедрение работающего на газе транспорта - это улучшение экологии плюс экономический эффект, - считает Сергей Титов. - В Новосибирской области есть компании, которые уже переоборудовали свой транспорт и получают существенную экономию.
Как известно, затраты на приобретение моторного топлива составляют до 50 процентов от всех затрат на эксплуатацию автотранспорта. Использование природного газа позволяет снизить эту составляющую и в целом уменьшить себестоимость перевозок, поскольку метан значительно дешевле бензина. Приятный бонус для автовладельцев - это и долговечность двигателей, которые служат в 1,5 - 2 раза дольше. Крайне важно для Сибири и то, что метан отлично подходит для работы в условиях экстремальных зимних температур.
Проблема массового переоборудования автопарка города и области в том, что нет смысла инвестировать в машины, износ которых превышает 50 процентов. Стоимость переоборудования автобуса - в среднем сто тысяч рублей. Кроме того, нет достаточного количества газозаправочных станций - на весь Новосибирск их всего две. В области - ни одной.
Дальше действовать будем так
Поэтому на форуме - кстати, единственной площадке по обсуждению проблем перехода на газомоторное топливо в Сибирском федеральном округе - были выработаны конкретные решения по результатам совместной работы поставщиков газа, производителей транспортных средств, работающих на газомоторном топливе, компаний, осуществляющих техническое оснащение и обслуживание газомоторной топки и представителей банкови лизинговых компаний.
По словам Сергея Титова, для решения проблемы перехода на газ в Минпромторг РФ направлено запрос на включение Новосибирской области в федеральную программу по субсидированию приобретения серийной газобаллонной техники. Такие машины стоят дороже, поэтому помощь федерального бюджета не помешает. Отечественный автопром в свою очередь готов обеспечить потребности региона.
Также на форуме было решено, что администрация Искитима займется определением потенциального спроса в городе на использование комплимированного природного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств, работающих в сфере коммунального хозяйства, пассажирских и грузовых перевозок.
Примерный объем ожидаемого спроса поможет определить необходимости и перспективы строительства стационарной газонаполнительной компрессорной станции либо передвижной газонаполнительной станции.
Инвестиционный интерес
Строительство таких станций должно быть ускорено, поэтому правительство региона и муниципалитет областного центра выделяют земельные участки для размещения АГНКС в районе улицы Краузе и на Гусинобродском шоссе в месте его пересечения с Восточным обходом - чтобы обеспечить доступ к газовому топливу и в правобережье. Новосибирский филиал научно-исследовательского и проектного института по распределению и использованию газа "Гипрониигаз" займется изучением возможности включения в схему газоснабжения Новосибирска и подачи газа из газораспределительных сетей города на проектируемую газонаполнительную станцию на улице Первомайской. С предложением инвестировать в ее строительство в региональный минтранс обращалась компания "Газпром газомоторное топливо".
- Сотрудничество с регионами по развитию рынка газомоторного топлива предусматривает двусторонние обязательства. Задача компании - ввод в эксплуатацию новых газозаправочных мощностей, а региональных властей, соответственно, - обеспечение их достаточным количеством потребителей. Это взаимовыгодный процесс, - считает Михаил Лихачёв, генеральный директор "Газпром газомоторное топливо".
Компания в свою очередь формирует инвестиционную программу с учетом объемов закупки газомоторной техники регионом.
В планы правительства области входит развитие "газомоторики" по всей территории региона. Потому точки доступа к голубому топливу для автотранспорта намерены расставить по главным дорожным артериям, исходящим из областного центра, - на федеральной трассе "Байкал" в районе Барабинска, на М-52 в Черепаново, на ленинск-кузнецком и томском направлениях.
Фото: Татьяна Ломакина
Советская Сибирь