Сразу три новых закона в области таможенного регулирования вступают в силу 5 июня. Так, Закон № 113-ФЗ регламентирует процедуры внесения изменений в реестры таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, а также приостановления или возобновления их деятельности.
По мнению экспертов, это позволит оптимизировать процедуры контроля со стороны таможенного органа не только при подаче документов при включении лица в соответствующий реестр, но и при изменении каких-либо сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, ведущих околотаможенный бизнес.
Изменения также касаются порядка представления отчетности таможенным представителем. Согласно поправкам, теперь он должен будет каждые полгода представлять в таможенные органы отчетность до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Ранее такие сведения следовало подавать ежеквартально до 10-го числа. Однако опыт работы таможенных представителей показывает, что увеличение срока подготовки отчетности на 5 дней и сроков ее представления не снизит их трудозатраты.
Кроме того, сам факт представления отчетности фактически вынуждает представителей повторно направлять в таможню сведения, которые уже были заявлены при декларировании и имеются в базах данных ФТС России. Правда, ФТС России уже подготовлен проект приказа "Об утверждении порядка представления и формы отчетности о деятельности таможенного представителя", который еще подлежит оценке регулирующего воздействия со стороны Минэкономразвития и бизнес-ассоциаций.
Вторым стал Закон № 115-ФЗ, который направлен на совершенствование института уполномоченного экономического оператора (УЭО). Он уравнивает условия деятельности УЭО, ведущих производственную деятельность, с операторами, занимающимися другими видами предпринимательства. В частности, в отношении иностранных товаров, следующих в адрес УЭО, предусмотрена возможность завершения процедуры таможенного транзита на его территории (для всех УЭО).
Кроме того, сокращен перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении о включении в реестр, количество представляемых таможенному органу документов и перечень случаев, когда таможенный орган отказывает в принятии заявления о включении УЭО в реестр. Также вдвое увеличивается срок представления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (с 30 до 60 дней после получения от таможенного органа уведомления о подтверждении соблюдения иных условий включения в реестр). Вместе с тем, согласно поправкам, срок включения организации в реестр УЭО увеличен с 90 до 100 дней.
Для оператора сокращаются сроки выпуска товаров. Так, если декларация, поданная УЭО, зарегистрирована раньше чем за 4 часа до окончания работы таможенного органа, то выпуск товаров по ней должен быть завершен в тот же день, а если позже, то товар выпустят в течение первых 4 часов следующего рабочего дня. Закон также предусматривает норму, согласно которой уполномоченный таможенный орган вправе не отзывать свидетельство о включении в реестр УЭО, если постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела исполнены оператором в сроки, предусмотренные КоАП РФ, а общая сумма штрафов не превышает 3% от уплаченных им пошлин и налогов "за указанный период".
Третий нормативный акт - Закон № 114-ФЗ "О внесении изменения в статью 317 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Он наделяет Правительство РФ правом вводить дополнительные ограничения для ввоза или вывоза товаров физическими лицами, нормы ввоза товаров для личного пользования, в том числе пересылаемых в международных почтовых отправлениях (они определены Соглашением между странами Таможенного союза от 18.06.2010 года). Эксперты убеждены, что, скорее всего, в ближайшее время норма беспошлинного ввоза уменьшится в разы, и теперь уже на законных основаниях.
Напомним, что минувшей зимой Минфин предложил снизить порог беспошлинной интернет-покупки с 1 тыс. евро до 150 евро, но это противоречило упомянутому соглашению. Оно разрешает частному лицу беспошлинно получать из-за рубежа по почте не чаще 1 раза в месяц до 31 кг товара стоимостью не выше 1 тыс. евро. Этим активно пользовались недобросовестные компании интернет-торговли, заказывающие товар за границей под видом обычных граждан. Тем временем, по оценке экспертов, средняя сумма интернет-заказа для рядового покупателя как раз и равняется 150 евро. Кроме того, свою лепту в пополнение законодательной базы решили внести депутаты Государственной думы от фракции "Единая Россия". Они внесли законопроект, ужесточающий наказание за контрабанду и контрафакт. Так, поправками в Уголовный кодекс устанавливается более строгая ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке акцизными марками, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок. Речь идет о нарушениях, совершенных в крупном размере.
За это деяние предлагается наказывать штрафом до 300 тыс. рублей (сейчас до 200 тыс. рублей) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев. При этом крупным размером признается стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая 100 тыс. рублей, а особо крупным - 1 млн рублей. Также предлагается ввести повышенные санкции за незаконное использование товарного знака. Штрафовать предлагается не на сумму 200 тыс. рублей, а от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
В УК вводится новая статья: "Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий". В ней предлагается незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкоголя или табачных изделий в крупном размере наказывать штрафом в размере от 300 тыс. до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового. Деяния, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Фото: tks.ru