20 мая 2014 года в Ульяновске на конвейере первого российско-японского совместного предприятия ЗАО "Соллерс-Исузу" (территория УАЗ) состоялся маленький праздник - произошла торжественная церемония выпуска 15-тысячного грузового автомобиля ISUZU, произведенного в России. Представители "японской стороны" отметили, что российский рынок для компании остается одним из самых интересных и перспективных, а директор по развитию Игорь Давыдов рассказал о ближайших планах.
На предшествующей торжеству пресс-конференции журналистов и заказчиков приветствовал генеральный директор "Соллерс-Исузу" Горлье Фабрис, затем выступили его заместитель Года Кадзуо и директор по развитию Игорь Давыдов. Они отметили высокое качество продукции Isuzu, даже по сравнению с аналогами, ведущими свое происхождение из страны Восходящего Солнца и те усилия, которые предпринимает компания для поддержания этой "планки".
Игорь Давыдов рассказал о планах по развитию деятельности компании на российском рынке, в частности об акции "Год бесплатного ТО". Согласно предписаниям в сервисных книжках, для грузовых автомобилей Isuzu интервал между прохождением плановых ТО составляет 15 000 км. В среднем за год эксплуатации автомобиль пробегает 50-60 тыс. км, а в интенсивном режиме ежегодные пробеги могут достигать 100-120 тыс. км. Благодаря акции покупатели получат до 130 000 рублей экономии на эксплуатационных расходах одной машины и полную уверенность в том, что их автомобили диагностированы и получили профессиональное техническое обслуживание с использованием оригинальных запасных частей Isuzu, рекомендуемых расходных материалов и масел.
По условиям эксплуатации шины производства Кировского завода были признаны недостаточно износостойкими и поэтому теперь все грузовики Isuzu комплектуются только резиной Continental. То же касается и аккумуляторных батарей Иркутского завода, показавших себя не с лучшей стороны. Их сменили аккумуляторы Bosch.
По просьбе российских водителей топливные баки для среднетоннажников теперь имеют объем не 100, а 140 литров, что приблизило машины к отечественным эксплуатационным реалиям.
В Isuzu учли также "нелюбовь" российского водителя к односкатным грузовикам: теперь и на самой легкой модели в линейке - 3,5-тонном NLR85A может быть по заказу установлена двойная ошиновка колес заднего моста. Предприятие выпускает как шасси, так и полнокомплектные машины, поэтому к изготовителям "надстроек" предъявляются такие же жесткие требования по качеству.
К сожалению, как отметил Игорь Давыдов, до сих пор машинокомплекты в контейнерах мы вынуждены доставлять из Японии кружным путем на судах через три океана в Петербург и оттуда автотранспортом (!) везти их до Ульяновска.
Но даже такое кругосветное путешествие оказывается выгоднее, чем проезд по Транссибирской магистрали, где РЖД установлены цены, несовместимые с бизнесом. Кстати, на церемонии открытия завода "полного цикла" 4 апреля этого года присутствовал Дмитрий Медведев. Интересно, знает ли премьер о том, что каждая гайка из этого полного цикла вынуждена проходить путь русской эскадры при Цусиме, только в обратном направлении?
В сентябре-октябре текущего года намечен грандиозный пробег автомобилей Isuzu по маршруту: Ульяновск - Урал - Поволжье - Москва - Санкт-Петербург - юг России. Цель пробега - непредвзятые испытания машин российскими дорогами и популяризация марки.
Максим Попов, руководитель отдела продуктового маркетинга, отметил рост производства на 62% по сравнению с 2013 годом, представил текущий модельный ряд и перспективные модели.
Дилерская сеть Isuzu насчитывает 50 центров в России и Белоруссии.
К 2016 году "Соллерс-Исузу", по заявлению выступающего, планирует увеличить их количество до 70. С момента своего появления в России грузовики Isuzu пользуются устойчивым спросом среди покупателей благодаря сочетанию неизменно высокого качества, соответствующего стандартам, и оптимальной стоимости владения.
Главный технолог Алексей Михирев обратил внимание на относительно высокий процент локализации, выражающийся числом 36 (даже после неудач с шинами и аккумуляторами). Главным образом это касается самостоятельной сварки и окраски кабин с катафорезной грунтовкой. При этом доля кабин, изготовленных в России, будет неизменно увеличиваться, в том числе и за счет освоения новых моделей. Кроме того, на заводе активно внедряется так называемая "технология невозможности неправильной сборки", дополнительно ставящая заслон браку.
На сегодня в Ульяновске выпускают пять моделей Isuzu серии ELF грузоподъемностью от 1,5 до 6,5 т.
Машины известны своей маневренностью, безотказной работой и высоким загрузочным КПД, благодаря бескапотной компоновке с сильно смещенной вперед трехместной кабиной. Универсальные шасси позволяют устанавливать на них самые разнообразные надстройки: от бортовых платформ и фургонов до двухуровневых эвакуаторов, автоцистерн и мусоровозов. В 2014 году в Ульяновске планируется производство еще двух среднетоннажных моделей серии FORWARD грузоподъемностью 8 и 12,5 т. Автомобили этой серии, как и малотоннажные ELF, отличаются высокой маневренностью и управляемостью. В 2014 году планируется выпустить в общей сложности 2544 шасси: 2340 штук серии ELF и 204 - серии FORWARD.
Кабины не отличаются разнообразием дизайна, и все как одна окрашиваются в бюджетный белый цвет. Зато грузовик Isuzu не спутаешь с другим даже издали: двухщелевая решетка и эти фары "вразлет" запоминаются сразу. Для "Форварда" предусмотрена кабина со спальным местом.
Все машины приводятся четырехцилиндровыми 16-клапанными дизелями с системой впрыска Common Rail, турбокомпрессорами Ishikawajima-Harima Heavy Industries( IHI) с изменяемой геометрией и системой рециркуляции отработавших газов EGR, обеспечивающей чистоту выбросов на уровне Евро-4.
Коробки передач - механические (Isuzu), 5- и 6-ступенчатые. Главные передачи одинарные, гипоидные. Карданная передача на длинных рамах снабжена двумя промежуточными опорами. Шины размером 205/75R16C и 215/75R17.5. Тормозная система гидравлическая с ABS, ASR и EBD или пневмогидравлическая с ABS у "Форварда". Имеются в штатном режиме моторный тормоз-замедлитель, подогрев и электрорегулировка зеркал, зуммер заднего хода, подогреваемый топливный фильтр, выпускная система из нержавеющей стали. Пожалуй, некоторое сомнение вызывает слишком низкое расположение радиатора кондиционера и деликатных деталей топливной системы. Но, по заверению изготовителя, нареканий от потребителей пока не поступало. Следует отметить добротность и высокое качество исполнения всех деталей и узлов, заметное даже внешне, начиная с холоднотянутых лонжеронов рамы и заканчивая удобными вертикальными ручками дверей.
Основной сборочный цех завода являет собой разительный контраст по сравнению с жуткой разрухой и запустением на основной территории УАЗа. Но везли журналистов почему-то именно этим дальним путем через весь завод. Честно говоря, было стыдно сидеть в автобусе рядом с японцами и хотелось отвлечь их вопросами, когда за окном проплывали пейзажи, словно после атомной войны...
В сборочном цеху производится и испытание автомобилей на беговых барабанах.
Генеральный директор "Соллерс-Исузу" Фабрис Горлье прямо в цеху вручил сертификат на юбилейную модель представителю ульяновской компании "Гулливер", после чего 15-тысячный сделанный в России грузовик Isuzu отправился работать в одну из крупнейших торгово-розничных сетей родного города.
Справка
Токийская компания Isuzu Motors Limited ведет свою родословную с 1916 года. В 1949-м она обрела свое современное имя по названию небольшой японской реки. Занимаясь более полувека судостроением, производством грузовых автомобилей, внедорожников, автобусов и двигателей к ним, Isuzu к началу XXI столетия вышла в ряд ведущих мировых производителей этой продукции. Особенно славятся надежностью и экологичностью дизели Isuzu, устанавливаемые на самую разнообразную, и не только автомобильную технику по всему миру. Достаточно сказать, что в группе General Motors основным разработчиком дизелей и, так сказать, экспертом по ним является именно Isuzu. На заводах компании по всему миру трудятся около 8 тыс. работников, суммарный годовой объем производства составляет более полумиллиона машин. Из ближайших соседей России, где есть предприятия Isuzu, можно назвать Украину и Узбекистан.
Сборка автомобилей Isuzu шла в России на Ульяновском автозаводе с 2006 года. Но в середине 2007-го Isuzu образовала совместное предприятие с компанией "Северсталь-Авто" (ныне превратившуюся в "Соллерс"), целью которого стало строительство в Елабуге завода по выпуску грузовиков мощностью 25 000 автомобилей в год. Завод был возведен на базе еще знаменитого советского безнадежного долгостроя. В Татарстане машины "Исудзу" начали делать с 2008 года. Однако в середине 2011 года елабужское производство было свернуто: "Соллерс" передумал и решил выпускать здесь легкие грузовики своего партнера - Ford. Впоследствии, в мае 2012 года, "Соллерс" вновь "подружился" с Isuzu, возобновив выпуск японских среднетоннажных грузовиков. Но теперь уже, как и прежде, на УАЗе. Вот такая получилась сложная комбинация.
Проектная мощность предприятия на сегодня составляет 5 000 автомобилей в год на площади в 15 000 кв. м.
Акционерами совместного предприятия "Соллерс-Исузу" являются ОАО "Соллерс", которому принадлежит 50% уставного капитала, и Isuzu Motors Limited со своими 45%. Оставшиеся 5% акций принадлежит компании Sojitz - это японский торговый дом, осуществляющий финансирование всего проекта.
Фото: gruzovik.ru