Если "барахлит" двигатель, например, из-за перегрева, или если течет масло или вода после установки головки блока цилиндров, причину неполадок нередко начинают искать в прокладке ГБЦ. С точки зрения специалистов автосервиса такой подход понятен, поскольку монтаж, как правило, выполняется с тщательным соблюдением инструкций по ремонту. Однако, если проанализировать случаи из практики, накопленные за многие годы, то выясняется, что причины, приводящие к неполадкам в двигателе, часто вызваны совсем другими причинами.
Прокладка головки блока цилиндров становится подчас лишь последним звеном в целой цепи. И как раз на нем, собственно, и проявляется поломка, когда прокладка оказывается не в состоянии на 100% выполнить свою задачу - обеспечить герметизацию. Вот и говорят про нее, что она, мол, бракованная, и подают рекламацию ее производителю.
Утечки, возникающие из-за прокладок головок блока цилиндров
Когда мы говорим о негерметичности головки блока цилиндров, то обычно это бывает связано с
- отработавшими газами,
- охлаждающей жидкостью (водой),
- маслом.
Виды утечек отработавших газов (ОГ):
- от одной камеры сгорания через перегородку к соседней камере сгорания
- от камеры сгорания к охлаждающему контуру
Эти виды потери герметичности обычно приводят к существенным повреждениям, а в конечном счете к разрушению прокладки. В зависимости от нагрузки двигателя это может произойти мгновенно или по истечении определенного времени.
Виды утечек воды:
- изнутри на наружную часть двигателя
- в масляный контур
- в камеру сгорания
Виды утечек масла:
- изнутри на наружную часть двигателя
- в контур охлаждающей жидкости
Почернение - четкий признак повреждения
Причина, возникающая чаще всего и требующая демонтажа головки цилиндров, это просачивание отработавших газов под окантовкой камеры сгорания прокладки ГБЦ.
Свидетельством этого становится появление видимых почернений на металлической окантовке или на соседних с ней мягких участках прокладки. Из-за высокой температуры газов мягкий материал в этих местах подвергается термической перегрузке и даже может сгореть. Часто ОГ находят путь в контур охлаждающей жидкости. Это можно заметить, если в радиаторе начинают подниматься пузырьки газа или если система охлаждения перегревается (давление в системе охлаждения повышается, и охлаждающее средство выходит через предохранительный клапан - происходит потеря охлаждающего средства). В самом плохом случае следствием этого может стать полное разрушение окантовки. А вот равномерное потемнение окантовки камеры сгорания, наоборот, явление нормальное и зависит от марки металла и использованного материала покрытия.
Наиболее частые причины повреждений прокладок
Прорыв отработавших газов
1. Выход из строя прокладки ГБЦ грузового автомобиля из-за прорыва отработавших газов
Проявление повреждения:
между цилиндрами два и три (цикл выпуска) происходит сильное проникновение отработавших газов. Мягкий материал прокладки в зоне отверстий для воды разрушен.
Причина:
в результате несоблюдения методики затяжки болтов, предписанной производителем, прокладка ГБЦ не была зажата в должной степени. Из-за этого отработавшие газы проникли в охлаждающую жидкость. Следствием этого стали высокое давление охлаждающей жидкости, её потеря, а также разрушение прокладки головки блока цилиндров.
Другие возможные причины:
опустилась гильза цилиндра;
деформировались детали;
у блока цилиндров и головки цилиндров слишком высокая шероховатость поверхности;
начало подачи топлива установлено неправильно, из-за этого давление цикла оказывается слишком высоким.
Выполняйте следующее:
чтобы обеспечить качество и надежность, следует обязательно использовать только новые болты головки блока цилиндров.
Болты головки блока цилиндров затягивать с предписанным усилием крутящего момента в соответствии с инструкциями производителя.
Проявление повреждения:
на отверстии для толкателя эластомерный герметизирующий элемент отделился от основы прокладки. То же самое и на отверстии для охлаждающей жидкости (малая стрелка). Из-за этого происходит большая потеря воды.
Причина:
неплоская поверхность головки цилиндра привела к прорыву ОГ (большие стрелки). Герметизирующие элементы из эластомера были из-за высокого давления газа сорваны с основы прокладки. Процесс разрушения был ускорен тем, что двигатель постоянно эксплуатировался на полной нагрузке.
Другие возможные причины:
слишком малые силы затяжки болтов блока головки цилиндров;
выступ гильзы цилиндра установлен неправильно.
Выполняйте следующее:
перед монтажом тщательно проверить плоскостность герметизируемых поверхностей деталей, при необходимости - подшлифовать.
2. Причина отказа - прорыв отработавших газов на двухслойной металлической прокладке
Проявление повреждения:
на металлической прослойке-стоппере и на функциональной прослойке видны четкие почернения в направлении охлаждающего канала. Утечка ОГ образуется между прослойкой-стоппером и функциональной прослойкой.
Причина:
усилие момента затяжки было слишком малым, из-за этого возникло недостаточное герметизирующее сжатие.
Другие возможные причины:
узлы двигателя неплоские (деформированные из-за термических перегрузок).
Выполняйте следующее:
при монтаже следить за тщательным и обязательным соблюдением предписанных монтажных инструкций в части усилий момента затяжки.
3. Выход из строя из-за повышения давления в системе охлаждения в результате попадания в нее отработавших газов
Проявление повреждения:
на многослойной металлической прокладке ГБЦ на участке водяных каналов четко видны оттиски в форме линий. Они образованы герметизируемое поверхностью головки цилиндров и проходят в направлении камеры сгорания. В местах проникновения воды видна четкая белесость.
Причина:
поверхность головки цилиндра была обработана недостаточно тщательно или даже совсем не обработана. Из-за этого произошло проникновение отработавших газов в контур системы охлаждения и термическая перегрузка (повышение давления).
Другие возможные причины:
из системы охлаждения не был полностью удален воздух, по этой причине не происходила циркуляция охлаждающей жидкости;
контур системы охлаждения прерван (водяная помпа, термостат, вентилятор);
высокое противодавление ОГ привело к перегреву двигателя (например, неисправен катализатор).
Выполняйте следующее:
перед монтажом очень тщательно проверить состояние герметизируемых поверхностей и обеспечить плоскостность головки цилиндров (очень мелкая структура, допустимые значения шероховатости для обработки головки цилиндров -
Перегрев
1. Причина выхода из строя - термическая перегрузка двухслойных металлических прокладок
Проявление повреждения:
металлическая функциональная прослойка, в которую у этой модификации интегрировано уплотнение камеры сгорания, разорвана на участке перемычки. Четко проявляющееся почернение указывает на то, что происходит прорыв отработавших газов.
Причина:
к прорыву ОГ привела деформация деталей двигателя. Вызванная этим чрезмерная термическая нагрузка металлической прослойки привела к ее разрушению.
Другие возможные причины:
низкое качество топлива (слишком низкое октановое число);
слишком высокая степень сжатия;
регулировка двигателя (у свечей зажигания неправильное калильное число);
усилие предварительной затяжки болтов оказалось недостаточным (качество болтов, затяжка болтов).
Выполняйте следующее:
перед монтажом тщательно проверить детали на отсутствие деформаций и на высокое качество обработки поверхностей.
2. Причина выхода из строя -термическая перегрузка прокладок ГБЦ из металла и мягкого материала
Проявление повреждения:
вблизи отверстий для охлаждающей жидкости мягкий материал без покрытия сильно вспучился.
Причина:
после монтажа двигателя из системы охлаждения не был как следует удален воздух. Возник перегрев двигателя из-за повышенной температуры охлаждающей жидкости. Образование пара привело к разбуханию мягкого материала прокладки на участке каналов для охлаждающей жидкости. В результате этого мягкий материал прокладки отделился от металлической основы.
Другие возможные причины:
работу системы охлаждения ограничивает водяная помпа или термостат;
проток охлаждающей жидкости в системе охлаждения (например, в радиаторе) ограничен отложениями накипи.
Выполняйте следующее:
после монтажа обеспечить тщательное проведение удаления воздуха из системы охлаждения.
Утечка масла и охлаждающей жидкости
Для двигателей грузовых автомобилей используются разные модификации прокладок. В большинстве случаев это металло-эластомерные прокладки, у которых эластомерные герметизирующие элементы насажены или прикреплены вулканизированием. В зависимости от конструкции в блоке цилиндров и в головке цилиндров делаются канавки, размеры которых рассчитаны так, чтобы уплотнительные элементы надежно функционировали при всех условиях эксплуатации двигателя.
Для этих модификаций прокладок перед монтажом особенно важно, чтобы эти канавки были тщательно очищены от загрязнений и нагара. Если этому не уделять внимания, то протечки неизбежны.
Прокладки головки блока цилиндров для грузовых автомобилей: следи за канавкой
Уже при самом монтаже, при установке головки на блок цилиндров, при невнимательном отношении может произойти повреждение прокладки - смятие эластомерных герметизирующих элементов.
Случай из практики:
на двигателе грузового автомобиля возникла потеря охлаждающей жидкости, которая внешне была незаметна.
Причина: на гильзе цилиндра был пористый участок, увидеть который можно было только под микроскопом. Между тем при движении автомобиля вода проникала в камеру сгорания и испарялась. И в этом случае причиной была не прокладка, а дефект материала гильзы - раковина.
Роль поверхности деталей
Большое влияние на выполнение функции герметизации оказывает качество поверхности узлов двигателя. Разные виды прокладок ГБЦ -"металл - мягкий материал", металлические прослойки и "металл-эластомер" - выдвигают свои, четко определенные требования к поверхностям деталей.
Поверхности блока цилиндров и головки цилиндров должны, например, быть очень тщательно обработаны, на них не допускается волнистость. Особо важными местами являются переходы от одной детали к другой, например, в случае поверхности фланца корпуса рулевого механизма. Здесь требуется особая тщательность для того, чтобы на разъеме не было уступов или перетяжек, которые будут препятствовать формированию герметичного соединения.
Механические воздействия
Выход из строя прокладки ГБЦ у грузового автомобиля из-за ошибки при монтаже
Проявление повреждения:
металлическая окантовка камеры сгорания у прокладки с внутренней стороны полностью смята заплечиком гильзы. Заплечик гильзы цилиндра был целиком оторван экстремальными силами при запуске двигателя - следствием стала серьезнейшая поломка двигателя.
Причина:
При монтаже прокладки ГБЦ не был проверен диаметр камеры сгорания устанавливаемой прокладки. Была использована прокладка, конструкция которой по отверстиям выглядела похожей на демонтированную старую прокладку, но у которой, однако, диаметр камеры сгорания был меньше.
Другие возможные причины:
был использован не оригинал фирмы Elring, а изготовленная по его подобию, низкокачественная прокладка.
Выполняйте следующее:
перед монтажом наложить прокладку ГБЦ на заплечик гильзы и проверить, приходится ли при этом прилагать усилие.
Фото: armtek.ru, zxcc.ru