О том, каковы самые распространенные причины выхода из строя спецтехники, как использовать технику эффективно и в то же время бережно, в каком состоянии находится рынок запчастей для спецтехники в России и насколько серьезна проблема контрафактных запчастей китайского производства корреспонденту издания "Юг Спецтехника" рассказал специалист по сервису компании "ТрейД-Авто" Игорь Черевко.
- Игорь Григорьевич, работающей технике свойственно выходить из строя по самым разным причинам. Каковы самые распространенные из них?
- Основные причины выхода из строя техники - использование некачественных запасных частей, низкокачественных горюче-смазочных материалов и ряд других. Также одна из самых распространённых причин "гибели" техники - так называемый человеческий фактор. Зачастую случается так, что работать со сложной и дорогостоящей техникой начинают, даже не прочитав инструкцию по эксплуатации - и осваивают машину и оборудование методом проб и ошибок, обходящихся владельцу или эксплуатирующей организации очень дорого. Зарубежные компании не жалеют средств на обучение и переобучение персонала, зная о том, что квалифицированная эксплуатация техники окупится гораздо быстрее. К примеру, для работы на лесоуборочном харвестере в Швеции и Финляндии специалист проходит специальную подготовку в течении 3-4 месяцев. А вот российские владельцы аналогичной техники привлекают к работе людей, которые обучаются в процессе работы. Эффективность работы последних - в 2-2,5 раза ниже, чем у обученного специалиста,а вероятность неправильной эксплуатации и, как следствие, выхода техники из строя многократно возрастает.
- Как же использовать технику максимально эффективно - и, вместе с тем, бережно?
- Как правило, современная дорожно-строительная техника большинства производителей с мировым именем предназначена для эксплуатации в длительном режиме работы и способна выдерживать при этом значительные нагрузки. Таким образом, увеличить производительность можно, увеличив срок работы техники, используя ее в 2-3 смены. К примеру ООО "Ир Дон" эксплуатируют миксеры производства CARMIX при положительных температурах в 2 смены - наработка на них с 2008 года и до сего дня составляет более 10 000 моточасов. На работе техники положительно сказываются и своевременное квалифицированное обслуживание, наличие сервиса и запасных частей от проверенных поставщиков. Большое значение имеют организация труда, логистика и, как уже было сказано, обеспеченность бесперебойной работы. Немало значение в обеспечении эффективности имеют применение современного оборудования, систем и приспособлений, способствующих увеличению качества работ. К примеру, грейдер, оборудованный системой нивелирования, сокращает затраты на подготовку площадки до 25%. А фронтальный погрузчик со встроенной системой для взвешивания производит загрузку необходимого количества материалов сразу, без дополнительного промежуточного взвешивания - что приводит к снижению затрат на топливо, экономит время загрузки и сокращает неэффективный пробег транспорта.
- Как вы оцениваете современное состояние рынка запчастей для спецтехники в России?
- На сегодняшний день приобрести качественные запасные части не составляет проблемы. Но, к сожалению, в погоне за сиюминутной выгодой некоторые владельцы техники приобретают запасные части сомнительного качества и непонятного происхождения - рассудив, что "все железки одинаковы". Хотя экономия средств при этом составляет, как правило,15-20% - а вот продолжительность эксплуатации детали редко достигает 50% сравнительно с оригинальной. Частую покупают запчасти и фильтры по цене дешевле даже оптовых цен производителей - радуясь, что наконец -то нашли настоящего поставщика который делает "нормальную" наценку! При этом не принимается во внимание, что внутреннее содержание такой продукции не всегда соответствует внешнему виду. Ведь качество шестерней, подшипников, пальцев и других металлических деталей в первую очередь зависят от характеристик металла, фильтра и фильтрующие элементы - от фильтрующей бумаги, электропроводка - от материала изоляции и сечения провода. Производители оригинальной продукции обеспечивают оптимальное качество используемых материалов, авторы подделок - добиваются исключительно внешнего сходства.
- Многие известные производители сами предостерегают клиентов от приобретения контрафактных запчастей, прежде всего - китайского производства. Насколько, по-вашему, серьезна эта проблема?
- Проблема качества запасных частей китайского производства сильно преувеличена. Многие именитые производители из Европы, Южной Кореи, США и Японии сами развернули производство комплектующих, деталей, отдельных узлов и агрегатов в Китае. Там были построены совместные предприятия, приобретены лицензии на производство продукции у фирм с мировым именем. К примеру двигатели китайской фирмы WEICHAI является лицензионным двигателем компании DEUTZ, коробки передач выпускаются при содействии и по лицензии фирмы ZF - и таких примеров очень много. Гидравлические шланги, распределители, насосы и гидроцилиндры китайского производства имеют очень хорошее качество. Но это в том случае, когда детали и запасные части были сделаны в заводских условиях, а не в кустарных мастерских. Качество узлов и деталей, производимых для внутреннего китайского рынка, обладает более низким качеством для максимального удешевления продукции. Некоторые недобросовестные поставщики закупают такие детали, соблазнившись их ценой, которая может быть гораздо более низкой в сравнении с ценой на нормальные детали - что, естественно, сказывается на качестве и сроках эксплуатации. Поэтому основным критерием здесь должна быть репутация поставщика.
- На российский рынок спецтехники и коммерческого транспорта приходит все большее число китайских производителей "с именем". Насколько вся эта техника обеспечена запчастями - и, шире, вообще сервисом?
- К сожалению ее обеспеченность запчастями, а тем более сервисным обслуживанием пока развиты недостаточно. Отчасти это вызвано тем, что многие производители при выпуске одного и того же наименования продукции используют комплектующие разных производителей, различающиеся между собой как установочными размерами, так и техническими параметрами. Кроме того, для более глубокого проникновения на российский рынок была выбрана политика демпинга в ценовой политике для максимального увеличения численности проданных машин. Это привело к тому, что технику стали продавать, не заботясь о развитии сервиса и обеспеченности запасными частями. В результате значительная часть потребителей вынуждена отказываться от китайской техники только из-за отсутствия сервиса, хотя соотношение цена/качество является весьма привлекательными. Производители с мировым именем занимались развитием сервиса и дилерских сетей не одно десятилетие, а китайские производители интенсивно развиваются только около десяти лет, и, естественно, конкурировать с более развитыми фирмами, у которых полностью отработан механизм взаимодействия между всеми подразделениями, им тяжело.
- Если сравнивать обеспеченность запчастями российской и западной (Европа, США) техники - кто в этом смысле на сей день выглядит лучше на российском рынке?
- Лучшая обеспеченность запчастями у того и там, где есть производство. "КамАЗ" начал комплектовать автомобили двигателями CUMMINS, а завод по их производству расположен в Китае - и запчасти для ремонта и обслуживания приходится везти оттуда. Однако при нынешнем распространении в России сборочных заводов компаний с мировым именем и проникновении на рынок крупных иностранных производителей дорожной и строительной техники (а, соответственно, и развитии логистических фирм) обеспеченность запасными частями не является проблемой и зависит зачастую от внутренней политики той или иной компании. Правительством страны были приняты законодательные меры, обеспечивающие производителям на территории России значительные преимущества - и многие компании простроили здесь собственные производства или приобрели в собственность ранее действующие предприятия с целью их модернизации. Такая практика приводит к размещению производства комплектующих и деталей на внутреннем рынке и, как следствие, способствует доступности ремонта, обслуживания и полноценному снабжению запасными частями.
Фото: shans-auto.ru