Раньше большую часть рынка занимали литовские, белорусские, румынские, болгарские, греческие и итальянские нефтепродукты. Теперь на полуострове продается исключительно российское топливо. Если раньше на свои АЗС группа "Приват" поставляла топливо со своего Кременчугского НПЗ, то теперь иностранные нефтепродукты на законных основаниях сюда поступать не могут.
Раньше большую часть рынка занимали литовские, белорусские, румынские, болгарские, греческие и итальянские нефтепродукты. Теперь на полуострове продается исключительно российское топливо. Если раньше на свои АЗС группа "Приват" поставляла топливо со своего Кременчугского НПЗ, то теперь иностранные нефтепродукты на законных основаниях сюда поступать не могут.
"В связи с прекращением оборота гривны на полуострове поставка топлива в регион невозможна. Мы вынуждены закупать нефтепродукты на внутреннем рынке крымского полуострова", - сказал ЭП вице-президента концерна "Галнафтогаз" - сеть АЗК "ОККО" Юрий Кучабский.
Впрочем, на самих станциях заверяют, что торгуют иностранным бензином. Так, операторы АЗС TES, которая принадлежит местным бизнесменам Геннадию и Сергею Беймам, утверждают, что продают литовский премиальный бензин.
На АЗС "Лукойл" говорят, что торгуют румынским бензином. Однако объяснить логистику поставок из этих стран работники заправочных станций не могут. Рассказывают, что возят через Россию.
"Как в Крым может попасть бензин из Румынии и Литвы? Эти страны - члены Евросоюза, который не признает Крым российской территорией.
Если и повезут, то стоимость этого топлива с учетом "растаможкы" и логистики будет значительно выше российского - 53 тыс руб против 40 тыс руб за тонну. Кто его купит?" - спрашивает директор сети АЗС "Атан-Крым" Александр Терещенко.
На рынке появилось много посредников, которые перепродают нефтепродукты сетям АЗС.
Работать напрямую в Крыму крупные вертикально-интегрированные компании - "Роснефть", "Лукойол", "Газпром" - опасаются из-за возможных санкций.
Называть трейдеров крымские сети не хотят, ссылаясь на коммерческую тайну.
По данным источников ЭП, основные поставщики топлива в Крым - российские нефтеперерабатывающие заводы Южного федерального округа: Волгоградский НПЗ ("Лукойл"), Туапсинский НПЗ ("Роснефть"), Ильский НПЗ ("Кубанская нефтегазовая компания"), Астраханский НПЗ ("Газпром").
В основном, топливо завозят паромами через Керченский пролив:
75% объема горючего везут железнодорожными цистернами.
Во-вторых, некоторые сети АЗС частично или полностью свернули свою работу в Крыму. Прежде всего, это станции, входящие в орбиту группы "Приват", - "Укрнафта", "Авиас", Sentosa и ANP, а также Shell. Речь идет о 60 заправках. К слову,
всего в Крыму около 460 АЗС.
Для нидерландско-британского нефтегазового гиганта рынок Крыма слишком мелкий, чтобы жертвовать своим имиджем, работая на непризнанной миром территории. У Игоря Коломойского война с Россией по всем фронтам. Он ушел из Крыма и России, чтобы эти активы не мешали его маневрам.
Украинские же сети - ОККО и WOG - решили остаться в Крыму.
"Девять АЗС "ОККО" сданы в аренду нашему крымскому предприятию", - сказал Кучабский. По данным источников ЭП, станции переданы фирме "П?ка-ойл 2000".
Цена А-95 на заправках "ОККО" в Крыму - 13,2 грн за литр, на остальной части Украины - около 16 грн за литр. Данные об объемах продаж топлива и доходности компания предоставить отказалась.
В сети АЗС WOG, которая входит в орбиту Игоря Еремеева, вовсе решили не отвечать на вопросы ЭП. Однако ситуация с ценами и бизнесом у них примерно такая же, как на станциях "ОККО".
А вот дочка российского "Лукойла" ПИИ "Лукойл-Украина" еще в марте продала 13 своих АЗС в Крыму еще одной дочке российского гиганта - "Лукойл - Югнефтепродукт". "У нас ничего не изменилось: тот же собственник, то же топливо", - сказал ЭП собеседник в сети АЗС.
В-третьих, из-за падения турпотока в Крыму продажи нефтепродуктов в сравнении с 2013 годом упали. Однако из-за ухода с полуострова станций группы "Приват" и Shell оставшиеся сети немного нарастили продажи топлива.
В-четвертых, цены на горючее стали значительно ниже, чем в Украине, что также способствует росту спроса. В Крыму А-95 стоит 36-38 руб или 12,2-12,9 грн за литр, на остальной части Украины - в среднем 15,2 грн за литр.
Однако до российского уровня цены все же не опустились: часть стоимости добавляет паромная переправа. Средняя цена А-95 в России - 33-34 рубля или 11,2-11,6 грн за литр.
Фото: Андрей Киреев