Крупные транспортные развязки на федеральных трассах могут появиться прямо под окнами жителей центральных улиц небольших городков Ленинградской области. Почему строительные компании не хотят прислушаться к протестам местных жителей, выяснял корреспондент "РГ".
Первыми тревогу по поводу появления крупной развязки вместо центральной улицы города забили жители Любани. Проект подразумевал снос 13 частных домов и приближение съездов с автомобильной трассы к подъездам стоящих вдоль улицы пятиэтажек на расстояние до трех метров. Жители Любани почти единогласно проголосовали против, и по итогам публичных слушаний идея была отклонена.
- Но история на этом не закончилась. 7 февраля 2013 года Совет депутатов Любанского городского поселения повторно заслушал проектировщиков по вопросу строительства развязки и принял единогласное решение - отказать. В 2014 году то же самое. Каждый раз строители предлагали одни и те же документы, только с небольшими изменениями. И полностью игнорировали другие варианты места для развязки, - рассказывает один из членов инициативной группы борющихся против развязки Галина Попова.
По ее словам, строителям было предложено еще два альтернативных варианта размещения развязки. Оба проекта значительно дешевле - примерно на 15 процентов. Но главное, они предполагают прокладку новой трассы на окраинах города, то есть без сноса домов и порчи центральной улицы. Но их отказались даже рассматривать.
Зато
в городе появились люди, которые от имени компании-проектировщика ООО "Гео-Проект" предлагают владельцам домов, попадающих по проекту под снос, подписать договора о денежной компенсации. Деньги сулят немаленькие - от одиннадцати до пятнадцати миллионов рублей за каждый дом.
Каждая бумага без каких-либо печатей и регалий, но с формулировкой: "Я принципиально не возражаю против изъятия путем выкупа для государственных нужд земельного участка".
- Такой вроде бы как договор не обязывает никого компенсировать жильцу ту или иную сумму за отобранную землю. Зато может служить доказательством в суде или на слушаниях, что подписавший его человек не против строительства самой развязки и факта, что у него будут отнимать землю, - объясняет суть подобных бумаг юрист Сергей Малышкин.
По мнению экспертов в области дорожного строительства, такое упорство проектировщиков имеет под собой лишь одно важное основание - деньги. Чем дороже и сложнее проект, тем выше заработок. С этой точки зрения провести развязку через центр города - самый лучший вариант, объясняет проектировщик Иван Свистильников.
Он отметил, что такой проект должен стать в определенной мере "пилотным", то есть если он пройдет, то стоит ждать строительства подобных развязок еще как минимум в трех городах Ленобласти. Судя по официальному ответу Федерального дорожного агентства "Росавтодор", стройка вполне законна.
- Основанием для проектирования и выбора места размещения транспортной развязки послужило строительство платной скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, в перспективе обеспечивающей обход населенных пунктов, расположенных вдоль федеральной дороги М-10 "Россия", -
обосновывает решение о месте строительства в официальном ответе заместитель руководителя "Росавтодора" Сергей Потапов.
Полный ответ ведомства корреспондент "РГ" показал еще одним специалистам в области дорожного строительства из агентства независимой архитектурной и строительной экспертизы вместе с планами планируемой развязки в Любани. И попросили рассмотреть эти документы с точки зрения планируемой в будущем платной магистрали.
- Ну, если они собираются не в одном городе строить такую развязку, а допустим сразу в пяти, то тогда они действительно идеально вписываются в план связующего звена между платной трассой и федеральной. Даже лучше. Это позволит сэкономить строителям много времени на создание отдельных съездов, - рассказал, глядя на планы строительства, инженер-проектировщик агентства Василий Румянцев.
Кроме того, по его мнению, в некоторых городах области подобные развязки могут даже улучшить ситуацию с дорожным движением и уровнем жизни.
- Будем объективны. Жителям Любани просто не повезло. Их развязка действительно фактически уничтожает главную улицу города. Но дальше по трассе М-10 есть немало городков, которым такая развязка будет только в плюс. Впрочем, есть и те, которым в минус. И таких тоже немало, - уточнил проектировщик.
Что касается любанцев, то у них остался один способ решить проблему. Подать в суд на проектировщика.
Алексей Рылеев, первый заместитель председателя комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области:
- В январе 2014 года состоялось рабочее совещание по вопросу строительства транспортной развязки на федеральной автомобильной дороге М-10 "Россия" в городе Любань. По итогам совещания были приняты решения порекомендовать проектной организации ООО "ГЕО-ПРОЕКТ" проработать возможность строительства развязки в соответствии с предложениями жителей. А также организовать повторную встречу всех заинтересованных сторон с целью урегулирования возникших замечаний и принятия компромиссного решения.
Андрей Печагин, юрист:
- Были проведены рабочие совещания и общественные слушания. Проектировщики и строители получили отказ. И все это запротоколировано. Значит, можно честно идти в суд и жаловаться на давление со стороны компании, а также на неправомерные действия по оценке вашего жилища и давления на вас. Только в такой ситуации, как в Любани, стоит подать иск максимальному количеству жителей. И не в куче, а каждому по отдельности. Ни одна компания, даже при большой выгоде, не рискнет связываться с таким масштабным и главное долгим процессом. Они перенесут место строительства.
Фото: arkadyal.chat.ru