← Автосервис, запчасти, шины

Кому достанется техосмотр?

Уже, казалось бы, затихшая история вокруг ТО грозит "вспучиться" вновь. Раздуть уже остывшие угли решили Калининградская и Мурманская областные думы. Региональные законотворцы  предложили коллегам с московского Охотного ряда отобрать функции контроля за техосмотром транспортных средств у страховых компаний и отдать их некоему Российскому союзу организаций по контролю и диагностике транспортных средств.

Строки обращения, цитируемые "Агентством страховых новостей", потрясают накалом страстей и перлами орфографии. Инициаторы изменений считают, что согласно ныне действующему закону о техосмотре, контроль за ним "фактически передан профессиональному союзу страховщиков, страховым компаниям, которые за неисполнение своих полномочий не несут никакой ответственности"!
Опираясь на неизвестно откуда взятые данные, калининградско-мурманские авторы послания утверждают, что сейчас  техосмотр проходит только 20% всего автопарка. Как бы подразумевая, что "вот раньше  ТО по-честному проходили все 100% автомобилей". Что, как мы знаем, на самом деле не имеет абсолютно никакого отношения к действительности. Далее региональные думцы ссылаются на статистику, утверждающую, что с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года "резко возросла аварийность, связанная с технической неисправностью транспортных средств". По данным, приведенным в пояснительной записке, в 2012 году число жертв, погибших в ДТП, произошедших по причине эксплуатации неисправных автомобилей, выросло по сравнению с 2011 годом на 21,6%, а раненых - на 3,5%. За 2013 год число погибших в таких ДТП выросло на 27,3%, раненых - на 52,2%.
Проценты роста выглядят устрашающе. Но только если не знать, в каких единицах они исчисляются. Хотя на самом деле доля ДТП по причине неудовлетворительного состояния машин среди всех аварий в 2013 году не превысила даже 0,8% - это даже меньше величины статистической погрешности!
Причем тут ТО, если в автопарке России больше половины машин - старше 10 лет?!  Никакое ежегодное ТО не гарантирует, что эта ржавая рухлядь в любой момент  не выкинет какой-нибудь предательский фокус на дороге.
И да, с каждым годом эти "помойки" по всей стране стареют и все чаще ломаются на ходу. Естественно, при этом растет аварийность из-за "неудовлетворительного технического состояния"!
В данной ситуации интересен ответ на другой вопрос: с какой стати мурманских и калининградских облдепутатов вдруг забеспокоили именно неисправные машины? Ведь это далеко не самая страшная угроза безопасности на российских дорогах. Куда опаснее плохое состояние не машин, а самих дорог! Цифры говорят сами за себя: в  году из-за неисправных машин произошла 1541 авария, а из-за плохих дорог - 53080. В 34 раза больше! Какое, к черту, ТО, когда ухабы являются самым главным источником проблем на отечественных направлениях?!
За пять месяцев этого года доля ДТП из-за неисправности машин среди всех аварий составила 0,9%, а из-за плохих дорог - рекордные 35,1%.
Но это обстоятельство для законотворцев Калининградской и Мурманской областей с их раздолбанными дорогами, похоже, будет абсолютной новостью.
В той связи как не вспомнить прошлогодние и позапрошлогодние стенания на тех самых "операторов техосмотра", писавших слезливые письма во все возможные инстанции с кляузами на страховщиков. "Операторы ТО" в данном случае больше всего напоминают обманутых вкладчиков, которых в строгом соответствии с законом оставили с носом ловкачи-страховщики. А теперь эти "вкладчики" обивают пороги всяческих инстанций, пытаясь отыскать какую-то там правду.
Когда затевалась та самая "реформа системы ТО" (вместо давно назревшей отмены этого бессмысленного пережитка советской системы), наивные ребята-операторы обрадовались и решили, что тоже могут поучаствовать в разделе денежного "пирога" ТО, выдернутого из цепких рук ГИБДД. Другими словами, вся эта система "принудительного техосмотра" - не более чем повод вытянуть из автовладельцев лишнюю "копеечку". И "операторы ТО", решив подсуетиться и подставить ладошки под этот денежный дождик, понакупили  оборудования, создали свое "сообщество" и стали ждать, когда им в руки потекут денежки: по самым скромным экспертным оценкам - не менее 5,6 млрд рублей в год.
За такую денежную "котлету", сами понимаете, стоит побороться. И похоже, борьба идет: это ж как надо постараться, чтобы депутаты аж сразу двух регионов массово прониклись сочувствием к бизнес-интересам "операторов ТО"?
Фото: russtrans.ru
Автовзгляд