← Спецтехника

Готово ли российское машиностроение к запрету иностранной техники?

После того, как был опубликован проект постановления, устанавливающего запрет на закупку для государственных и муниципальных нужд отдельных видов техники зарубежного производства, Экскаватор.ру провел опрос среди участников рынка. Что же думают о государственных мерах по защите отечественного машиностроения сами производители спецтехники и их дилеры?

Сэндзаки Масафуми, генеральный директор Hitachi Construction Machinery Eurasia Manufacturing:
- Насколько мы понимаем, производитель будет считаться отечественным в случае, если 50% себестоимости его продукции производится на местном рынке - в этом случае данная компания имеет возможность принимать участие в госзакупках. Естественно, достигнуть такого показателя для только что открывшегося завода, такого как Hitachi Construction Machinery Eurasia Manufacturing, представляется довольно сложной задачей. И, насколько нам известно, такой показатель еще не достигнут и среди наших конкурентов, несмотря на то что они запустили производство на территории России раньше. Я думаю, что причинами этому являются ограниченный объем российского рынка экскаваторов, а также малое количество надежных и отвечающих высокому качеству поставщиков. В результате, постановление о запрете на госзакупку иностранной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд может снизить уровень конкуренции в этой отрасли и вызвать повышение цен на строительную технику. Кроме того, качество и надежность купленной техники может стать серьезной причиной для беспокойства у клиентов. Вдобавок к этому, это может негативно отразиться на нашем производственном плане и уровне иностранных инвестиций в развитие отрасли строительной техники в России.
Дмитрий Ким, директор департамента маркетинга и развития компании ООО "НТК форклифт":
- Несомненно, решение Правительства РФ о принятии данной меры, направленной на поддержку отечественных производителей, полностью обосновано политикой протекционизма. Но со своей стороны мы не можем не отметить тот факт, что на нашу компанию новый нормативный акт может оказать не самое благоприятное влияние. Широкая линейка продукции, поставляемая "НТК форклифт", включает фронтальные погрузчики, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, дорожные катки, мини-погрузчики. Таким образом, под запрет попадает практически вся техника дорожно-строительного сегмента.
Несмотря на то, что преимущественное большинство наших клиентов - это коммерческие компании, стоит отметить и значительные наработки в прямых контрактах с государственными и муниципальными учреждениями. Получается, что достигнутые результаты в государственном секторе будут перечеркнуты.
Здесь же возникает насущный вопрос: стоило ли принимать столь радикальные меры? Учитывая то, что отечественные производители спецтехники по многим показателям пока не могут конкурировать с зарубежными, а количество заводов ведущих мировых производителей спецтехники на территории России весьма мало, государственные учреждения могут получить не соответствующий ожиданиям по качеству и производительности продукт.
Куда более результативно было бы создать привлекательную для иностранных инвестиций среду, в рамках которой ведущие компании-производители из-за рубежа стремились бы организовывать производственные комплексы на территории РФ.
В этом случае потребитель получил бы качественный продукт, а государство - новые рабочие места и дополнительные источники налоговых доходов.
В любом случае, будем надеяться, что принятое 14 июля текущего года Правительством РФ постановление окажет стимулирующие воздействие на российских производителей техники специального назначения, конечные пользователи не останутся в проигрыше, а иностранные компании задумаются о расширении производственных мощностей на территории России.
Павел Гордеев, директор ООО "Универсал-Спецтехника":
- Безусловно, подобные законы необходимы для экономики нашей страны, однако, на наш взгляд, постановление не проработано должным образом. Во-первых, под действие постановления попадают лишь компании, осуществляющие закупки по 44 ФЗ о контрактной системе, а их количество по сравнению с другими игроками рынка (в частности, работающих по закону 223 ФЗ о закупках юрлицами) - намного меньше. В нашем случае это соотношение примерно 20/80, т.е. мы не ожидаем резкого спада закупок техники после введения постановления в силу.
С другой стороны, перед началом таких масштабных изменений в законодательстве, ограничивающем поставки иностранной техники на российский рынок, необходимо должным образом развить отрасль тяжелого машиностроения в стране в целом. Потому как
большинство видов техники, попадающей под запрет, не имеет качественных аналогов российского производства. При этом некоторые машины, такие как тяжелые мобильные подъемные краны, не производятся в нашей стране вообще.
Отсюда возникает закономерный вопрос - как государственные организации собираются осуществлять строительство объектов на российской технике, которой не существует? Логичным предполагается вариант, при котором работы будут осуществляться подрядными организациями, не попавшими под действие постановления. И на какой технике они будут эти работы выполнять - уже никого не волнует. Таким образом, налицо непроработанность этого, изначально разумного, постановления.
Несомненно, нужно лоббировать пророссийские законы(деньги нужно осваивать внутри страны), но готовиться к ним нужно заранее - развивать отрасль, грамотно подходить к созданию постановлений. Что касается нашей компании - "Универсал-Спецтехника" оперативно реагирует на колебания рынка и готова к подобным переменам.
Юрий Зорин, исполнительный директор "Хино Моторс Сэйлс":
- Дмитрий Медведев подписал проект правительственного постановления, которое предусматривает введение запрета на государственные и муниципальные закупки автомобильной техники, произведенной в странах, не входящих в Таможенный союз. Документ предусматривает введение запрета на государственные и муниципальные закупки легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, троллейбусов и спецтехники, произведенных вне Таможенного союза. В рамках госзакупок будут приобретаться только те автомобили, которые были полностью произведены или подвергнуты достаточной доработке на территории России, Беларуси и Казахстана в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. Данный проект призван поддержать отечественный автопром в условиях членства в ВТО.
Пока затруднительно оценить, насколько глубокое влияние окажет постановление правительства на японскую компанию ООО "Хино Моторс Сэйлс". Мы завозим в Россию шасси, произведенные на территории Японии. После установки кузова (надстройки) и получения ПТС, автомобилю присваивается российский VIN-номер. В проекте указывается термин "товары", который, по нашему мнению, подразумевает как раз полнокомплектные автомобили, поэтому ограничения на участие в государственных тендерах нашего коммерческого транспорта не должны распространяться. Но, чтобы прояснить все вопросы, необходимо дождаться экспертного мнения на некоторые терминологические нюансы.
Фото: spectz.ru
Экскаватор.ру