← Спецтехника

Как самый большой в мире самосвал на "Черниговце" испытывали

Представьте себе трёхэтажный дом. Теперь представьте, что у него есть колёса и он едет. Зрелище наверняка будет странным, но от этого не менее впечатляющим. Примерно так выглядит новый "БелАЗ-75710" - первый в мире опытный образец карьерного самосвала, имеющий грузоподъёмность 450 тонн, из-за чего его даже внесли в заявку для книги рекордов Гиннесса, потеснив немецкий Liebherr, который уступает "БелАЗу" целых 87 тонн. И вот теперь этот монстр будет ездить не где-нибудь, а в Кузбассе, на разрезе "Черниговец".

Конечно, с трёхэтажным домом его роднят только размеры, потому что особых удобств там нет - ни тебе мягкого дивана, ни душевой кабины, ни телевизора, - зато есть очень удобное водительское кресло, а сам "БелАЗ" буквально весь напичкан новейшей электроникой. Хотя, если поднять кузов, появится отличная площадка для того, чтобы позагорать впоследнюю неделю лета, однако вряд ли на разрезе "Черниговец" рабочие занимаются именно этим. Несмотря на всю свою технологическую продвинутость, машина всегда остаётся просто машиной, поэтому требует чуткого контроля специалиста, и расслабляться тут некогда. Одно неверное движение - и махина весом в 360 тонн может наломать дров, а не навозить угля.
Для управления самосвалом выбрали самую опытную бригаду разреза, во главе которой - Игорь Грачёв, - человек, с лёгкостью управляющий большегрузными машинами, которые слушаются его, словно львы - дрессировщика. До этого Игорь работал на "БелАЗе" грузоподъёмностью 320 тонн, поэтому новый зверь его абсолютно не пугает. За рулём подобной техники он провёл практически 24 года своей жизни, а теперь он стал первым в мире водителем самого большого самосвала.
- Здесь - сплошная электроника, поэтому такой махиной может управлять всего один человек. Правда, на запуск уходит полторы-две минуты. Всё делается из кабины, - рассказывает Игорь. - Сначала запускаешь двигатели, после - систему электротрансмиссии. И можно двигаться. Конечно, нельзя так просто сесть за руль этого самосвала и поехать. К нам специально приезжали специалисты из Белоруссии, обучали нас вождению и специфике.
Во время управления надо успевать смотреть и на дорогу, и на мониторы, и на камеры, которыми он оборудован.
Для человека неподготовленного это сложно, но я уже привык. Вообще, с этого момента "БелАЗ" будет работать в круглосуточном режиме: в нашей бригаде - четыре человека, смена каждого - по 12 часов. За одну такую смену можно совершить рейсов 25-30, наверное. Ещё мы присутствовали при сборке самосвала, потому что важно узнать и понимать машину, на которой будешь работать. Так что, если плохо к ней относиться, работать должным образом она не будет: огромная техника требует огромного ухода.
belaz75710_3.jpg
360 тонн лошадиных сил
В принципе, для технического осмотра "БелАЗа" вполне хватает одной бригады, а за его работоспособностью может следить всего один человек: всё отображается на мониторах в кабине. Туда передаётся информация с четырёх камер, - одна впереди, одна сзади и две по бокам, - а также данные с тепловизора, который помогает видеть то, что находится вне поля зрения. К примеру, на таком монстре вполне реально не заметить человека, который стоит перед ним, однако это сделает тот самый тепловизор - красным силуэтом на экране. Кстати, в кабине есть и магнитола с аудосистемой, которую встроили сразу на заводе, чтобы белазистам было нескучно рулить: они могут послушать как радио, так и принести на флешке свою музыку.
Долгий запуск, о котором рассказывал Игорь, обусловлен тем, что
это первый самосвал, на котором вместо одного двигателя установлены две силовые установки, и каждая со своим генератором.
Обе имеют мощность по 2 535 лошадиных сил, - это, наверное, несколько табунов диких мустангов. Помимо этого, здесь - полный привод, что делает, казалось бы, огромную и неповоротливую машину очень манёвренной. Каждая из четырёх колёсных пар - поворотная, а одно колесо имеет диаметр четыре метра. Все присутствующие на первых испытаниях считали своим священным долгом сфотографировать рядом с одним из этих колёс, но никто не доставал даже до его половины. По словам инженеров-конструкторов, колёса и вызвали больше проблем, ведь нужно было рассчитать всё так, чтобы шины не лопнули и выдержали огромную нагрузку, именно поэтому самосвал имеет столько "ног".
- Это - опытный образец белорусского завода, который нам предложили для испытания на разрезе "Черниговец". Поступил он сюда на железнодорожных вагонах - двадцать шесть платформ грузовых пришло, потому что такая громадная махина не пройдёт ни по одним ж/д путям, - объясняет Сергей Губерт, начальник автоуправления разреза "Черниговец". - Сборка происходила у нас, и на неё потратили чуть более месяца. Собирали его официальные представители белорусского завода, ну а мы, конечно, помогали, но больше наблюдали. Наших технических возможностей хватило, чтобы собрать эту машину в короткий срок. Сейчас она прошла последние испытания, сегодня её запускаем и начинаем испытания, которые будут длиться в течение года.
belaz75710_2.jpg
Разрез, созданный для "БелАЗа"
Если всё будет в порядке (а наверняка так оно и будет), то "БелАЗ-75710" приобретёт своих собратьев. Насчёт мира - неизвестно, но у нас в Кузбассе - точно. Ведь, по словам губернатора Кемеровской области, разрез "Черниговец" хоть и пришлось значительно расширять для этой техники, но он как будто специально для неё и создан.
- Наша область за последние десять лет стала настоящим полигоном для испытания разного рода новой техники. Этот самосвал - гигант, о котором мы мечтали уже очень давно. У него - огромная грузоподъёмность, а раз грузоподъёмность выше, то и техники другой требуется меньше, а значит, производительность тоже выше, расходы - ниже. И, как следствие, себестоимость добычи угля снижается. Как будто природа специально создавала разрез для этого "БелАЗа", - говорит Аман Тулеев. - Но теперь тянется цепочка такая: раз "БелАЗ" большой, то должен быть и большой экскаватор. Мы купили уже один, объём ковша которого - 33,5 кубов. В тандеме они могут за один раз загружать семь железнодорожных вагонов. Надеюсь, испытания этого титана пройдут успешно.
В итоге все присутствующие стали свидетелями того, как огромный "дом на колёсах" двинулся в яму, чтобы выполнить свою первую погрузку. Зрители наблюдали за этим действом с верхней площадки, дул пронизывающий ветер, однако никто не уходил: все ждали, когда же это произойдёт. Внизу туда-сюда сновали другие самосвалы, с высоты похожие на модельки, но, когда появился "новичок", он затмил своим величием всё остальное. Все большегрузные машины с почтением уступали ему дорогу, а он жёлтым пятном нёсся по дороге к огромному ковшу экскаватора. И вот, наконец, это свершилось - в девственно чистый кузов "БелАЗа" упали первые куски тёмной, как полярная ночь, породы. Однако это вызвало бурную радость в рядах наблюдающих, ведь этого тут ждали так долго.
По словам Петра Пархомчика, генерального директора ОАО "БелАЗ", в планах уже есть и более "огромные" прототипы - грузоподъёмностью 550 тонн. Но пока что нет такой "лопаты", которая сможет эффективно его загрузить. Зато с 450-тонной машиной всё в порядке - и уже сейчас, в данную минуту, самый большой в мире самосвал наверняка несётся по карьеру "Черниговца" с кузовом, полным угля.
Фото: vsё42.ru
VSЁ42