Будущая Владивостокская кольцевая автодорога (ВКАД) замкнет столицу Приморья в кольцо, разгрузит улицы в час пик, выведет весь грузовой поток за пределы города. Это один из самых амбициозных проектов мэрии, но уже второй год он остается в стадии идеи: власти не могут найти инвесторов. Чем будущая ВКАД не нравится специалистам, выясняла корреспондент "Русской планеты".
22 километра дорожного полотна, семь развязок, два моста, подводный тоннель. Срок строительства - пять лет, смета исчисляется миллиардами рублей. Приморье, по данным исследований, из года в год лидирует среди самых автомобилизированных регионов России: машина здесь есть у каждоговторого. Проблему с пробками во Владивостоке власти края и города пытались решить неоднократно: надеялись на мост через Золотой Рог, меняли движение на центральных улицах. Но в час пик Владивосток по-прежнему стоит.
В 2013 году мэр Владивостока Игорь Пушкарев предложил вернуться к забытому советскому проекту кольцевой дороги вдоль Амурского залива. Часть ее как раз построили к саммиту АТЭС - объездную дорогу Седанка-Патрокл с мостовым выходом на остров Русский.
В интервью корреспонденту "Русской планеты" глава администрации Владивостока Игорь Пушкарев сообщил, что "примерное видение ВКАДа уже есть".
- Это будет четырехполосная магистральная дорога непрерывного движения, - комментирует Игорь Пушкарев. - В исторической части города она будет проходить эстакадой над акваторией, возможно и строительство подводного тоннеля. Предусмотрено строительство мостов на остров Елена через пролив Босфор Восточный и далее с острова Елена на остров Русский. Тем самым
уже на начальной стадии строительства грузовой транспорт сможет выходить из порта не через центральную часть города, а в обход, по уже сформированному транспортному коридору: остров Русский - мост - трасса Патрокл-Седанка.
Полпред Юрий Трутнев на последнем совещании, где я представлял проект ВКАДа, сказал: "Плох тот мэр, который не мечтает о кольцевой дороге". Потому как на самом деле, это общемировая практика решения проблем с пробками в крупных городах.
Но городские архитекторы этот план уже критикуют. Предпроектные версии магистрали поручили разработать той же компании из Санкт-Петербурга, которая проектировала Золотой и Русский мосты - ЗАО "Институт Гипростроймост -Санкт-Петербург".
- Это была изначальная ошибка - обращаться за разработкой проектов к "мостовикам", - говорит "Русской планете" член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор Валентин Аникеев. - Им нужны заказы, работа. Поэтому и предлагают "морскую" версию магистрали, с эстакадами и мостами, которая значительно удорожит проект. И вообще, при таком проектировании трасса вдоль залива потеряет смысл. Она пойдет "навылет" от Седанки до Токаревской кошки, будет слабо связана с улично-дорожной сетью города, а значит, не сможет его обслужить в полной мере и, соответственно, разгрузить. Я лично вместе с коллегами из "Приморгражданпроекта" вписывал эту магистраль в генплан 1974 года. И такой проект действительно нужен. Но в нынешней интерпретации считаю его бессмысленным. Это не что иное, как очередные амбиции очередного главы города.
Более того, почетный архитектор России считает, что предложенная версия идет вразрез с существующим генпланом Владивостока. Власти города в проекте видят скоростную дорогу, а по классификации строительных правил, она должна иметь расчетную скорость 60-80 км/ч. "Госэкспертиза сразу бы завернула такой проект. Ведь он не соответствует транспортной схеме генерального плана",- уверен Аникеев.
Чтобы не создавать дополнительные пробки на сопредельных дорогах во время строительства, власти обещают, что каждый участок будут поэтапно вводить по мере готовности. Кроме того, горожан убеждают, что ВКАД не повторит судьбы той же трассы Седанка-Патрокл, которая обваливалась и до саммита АТЭС, и сразу после него, или Золотого моста, на котором до сих пор периодически размывает полотно.
- Почему объездная "поплыла"? Элементарно: не соблюдены технологии. Строителей никто не оправдывает, но понять можно. Перед саммитом гонка была сумасшедшая, все упрощалось. Но надеюсь, что при строительстве нового проекта гонки не будет. Если, конечно, опять со сроками не затянут. Чем больше времени уходит на согласование, заключение договоров, проведение конкурсов, тем меньше времени остается на саму работу, - комментирует "Русской планете" заместитель генерального директора по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам ОАО "ДНИИМФ" Евгений Новосельцев.
Кто заплатит за ВКАД?
Революционное решение транспортных проблем Владивостока оказалось недешевым. По предварительным подсчетам специалистов, на ВКАД понадобится около 55 млрд рублей. Федерация давать деньги только за идею отказалась. Как заявил на одной из неформальных встреч со СМИ полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, федеральный бюджет сможет выделить около 10 млрд рублей, но лишь в том случае, если город найдет инвесторов на большую часть остальной суммы.
- ВКАД - очень дорогой проект, - соглашается глава Владивостока Игорь Пушкарев. - Для сравнения: годовой бюджет всего Владивостока составляет 11 миллиардов рублей. То есть
ВКАД - это пять годовых бюджетов города.
Администрация города презентовала идею ВКАД Китаю и Японии на условиях 20-летней концессии. Инициаторы проекта уверены: если сделать дорогу платной, то за несколько лет она окупит себя. Но пока ответной реакции от стран Азии не поступило. Ждут поддержки и от приморских предприятий. В строительстве кольцевой автодороги максимально заинтересован Владивостокский морской торговый порт, который намерен повышать грузооборот. Но о финансовой поддержке проекта руководство порта речь пока не ведет.
"Где встанут все эти люди?"
Возможно, проект стоит на месте именно потому, что, как убеждены некоторые эксперты, и порт, и город ВКАД спасет ненадолго.
- Говорят, ВКАД уберет большегрузы с улиц Владивостока и пробок не будет. Теперь к статистике обратимся. Напрямую на Эгершельд идет 1096 легковых автомобилей, 62 автобуса и 23 (!) грузовика. Сравните: 1100 легковушек и 23 длинномера. Это ж какой процент составляют фуры? - подчеркивает архитектор Валентин Аникеев. - Город надо не от грузовиков "лечить", а от нелегальных парковок вдоль дорог!
- По новой трассе грузы смогут идти от границ с Китаем до порта Владивосток, минуя зажатые дороги центра. Но автотрасса все проблемы порта не решит,
- говорит Евгений Новосельцев. - Главный вопрос для них на сегодня - железнодорожные перевозки. Возможно, ВКАД даст небольшой толчок развитию порта. Но это несоизмеримо с затратами, которые сегодня озвучивают. И потом, еще неизвестно будет ли в таком видении работать этот транспортный коридор. Прогнозировать очень сложно.
Как говорит Новосельцев, существует теория развития городской агломерации, которая гласит: чем больше дорог, тем больше пробок. Новая магистраль привлечет новые автомобили. "А куда встанут все эти люди? Опять нагрузка ляжет на центр. По идее, на каждой развязке должна быть мощная автопарковка, плюс должна быть продумана состыковка с общественным транспортом. Чтобы человек приехал, оставил машину и на городском транспорте добрался до места работы. Тогда да, пробок станет меньше. Но так комплексно вопрос никто не рассматривал. И боюсь, мы придем к тому, что ситуация усугубится еще больше", - предполагает эксперт.
У этой теории уже есть свежий пример. К 1 сентября, как и обещали власти города, закончился ремонт на Некрасовском путепроводе, который на все лето парализовал движение во Владивостоке. Но уже на следующий день краевую столицу сковали новые заторы. Владивосток встал в других районах: на улице 40 лет ВЛКСМ, Борисенко, трассе на Адмирала Юмашева, улице Русской, Партизанском проспекте.
Фото: primorye24.ru