"Легкая кавалерия" в автокранах пусть не занимает первые строчки рейтинга продаж, но пользуется постоянным и устойчивым спросом среди компаний, которым необходимы маневренные недорогие машины, способные с минимальными эксплуатационными затратами решать самый широкий спектр задач. Спрос на 16-тонники, вопреки расхожему мнению, не ослабевает.
Самые востребованные на рынке автокраны имеют грузоподъемность (г/п) 25 т, за ними следуют более мощные 32- и 40-тонные машины и замыкают рейтинг 16-тонники. Однако вопреки расхожему мнению, что, мол, "легкие" автокраны уходят со сцены, спрос на 16-тонники, по статистике ряда крупных торговых компаний, объединяющих под своим крылом продукцию нескольких производителей грузоподъемной техники, не ослабевает. А все колебания продаж связаны исключительно с сезонными факторами, наличием госконтрактов и проектов, стартующих в различных регионах России.
Лидерами в производстве "легких" автокранов являются ОАО "Клинцовский автокрановый завод", ОАО "Автокран" и ОАО "Угличмаш". Встречаются на рынке машины и иных брендов, однако они в меньшинстве, погоды не делают, а потому и рассматривать эту технику мы здесь не будем.
Первым делом ответим на вопрос: кому нужны 16-тонные краны? Не станем скрывать, что, с одной стороны, эксплуатирующие организации отпугивает именно предел в 16 т. Однако при этом все прекрасно понимают, что определяющим моментом любой грузоподъемной машины является ее грузовысотная характеристика. Так вот на малых вылетах, а это порядка 4-5 м, 16-тонник берет довольно большой вес - для многих погрузочно-разгрузочных работ мощности машины вполне достаточно. Особенно если речь идет о так называемых вспомогательных кранах, задача которых часто сводится к тому, чтобы оперативно прибыть на объект, уложить что-либо на грузовую платформу грузовика или железнодорожного вагона и так же быстро переместиться на другой объект. Применять для таких операций более дорогие машины часто просто нерентабельно.
Кроме того,
легкий автокран еще на стадии приобретения позволяет получить эксплуатирующей организации некоторую экономию оборотных средств.
Судите сами: если взять автокраны на одинаковом шасси, например, таком как КамАЗ-43118, то 16-тонная машина будет стоить примерно 4 500 000, а 25-тонная - 5 500 000 руб., то есть переплата за дополнительные 9 т грузоподъемности получается весьма существенная.
Учитывая это обстоятельство, легкий автокран приобретают, например, службы жилищно-коммунального хозяйства, у которых бюджет не такой большой, как у крупных строительных фирм. При этом и на балансе последних часто имеется не один 16-тонник. С их помощью можно эффективно разгружать и укладывать в траншеи трубы при прокладке коммуникаций или устанавливать легкие балки перекрытий на здания при работе на объектах малоэтажного строительства.
Автокраны г/п 16 т чаще всего заказывают либо на двухосных шасси КамАЗ и МАЗ или на полноприводных шасси отечественного же производства, например "Урал". Вездеходы незаменимы при проведении работ на объектах, расположенных вдали от дорог общего пользования. Зачастую к таким объекатам не обустраивают даже грунтовых дорог, так как это нерентабельно.
Теперь посмотрим, какие модели автокранов имеются на рынке в интересующем нас сегменте грузоподъемности. Самыми массовыми машинами на нашем рынке по праву считаются автокраны "Ивановец". Они могут базироваться на различных автомобильных шасси, что позволяет службе главного механика соблюсти принцип одномарочности парка и сократить тем самым эксплуатационные расходы. С другой стороны,
выбор шасси расширяет возможности по применению спецмашины.
Так, автокран КС-35714 г/п 16 т монтируется на шасси Урал-5557 с колесной формулой 6х6. Такой вездеход в прямом смысле слова может дойти до объекта по полному бездорожью. Привод механизмов крана гидравлический от насоса, приводимого в действие двигателем шасси. В качестве силового агрегата могут применяться дизели ЯМЗ-53622 или ЯМЗ-65654 мощностью 176,5 (240) или 169,2 (230) кВт (л.с.) соответственно. Установка комплектуется телескопической трехсекционной стрелой длиной 18 м, которая может быть удлинена легким решетчатым 7-метровым гуськом. С ним максимальная высота подъема составляет 25 м. Выдвижение секций производится гидравлическим силовым цилиндром и полиспастами.
За степенью загрузки крана, длиной и вылетом стрелы, высотой подъема оголовка следит микропроцессорный ограничитель грузоподъемности с цифровой индикацией информации. Данная система показывает фактическую величину груза на крюке и максимальную грузоподъемность на данном вылете, а также автоматически по заданным координатам ограничивает зону действия крана при работе в стесненных условиях. Кроме того, в ограничителе имеется так называемая телеметрическая память, а по-простому - "черный ящик", в котором фиксируются рабочие параметры, а также степень нагрузки крана в течение всего срока его службы. По этим данным сервисная служба имеет возможность обнаружить нештатные режимы эксплуатации крана, если таковые имели место быть, и, следовательно, принять решение о том, за чей счет будет производиться ремонт.
Примечательно, что на том же самом шасси фирма выпускает и автокран с 3-секционной 23-метровой стрелой овоидного сечения, благодаря которой достигнуты высокие показатели грузоподъемности на средних и дальних вылетах. В механизме телескопирования оптимизировано расположение скользунов, благодаря чему уменьшаются местные напряжения и деформации. Для увеличения длины стрелы к ней может крепиться девятиметровый гусек, имеющий в свою очередь возможность наклона на 30°. Это значительно расширяет сферу применения автокрана. За степенью загрузки крана, длиной и вылетом стрелы, высотой подъема оголовка следит микропроцессорный ограничитель грузоподъемности ОНК-160 с цифровой индикацией информации. Вмонтированный в ограничитель грузоподъемности регистратор параметров фиксирует рабочие параметры и степень нагрузки крана в течение всего срока службы.
Для тех, кто нуждается в автокранах на вездеходном шасси, завод предлагает также модели КС-35714К-2, базирующиеся на полноприводных грузовиках КамАЗ-43118. Есть в продуктовой линейке завода и 16-тонники, изготовленные на двухосных шасси дорожных машин. Одним из таких является модель КС-35714К-3, собранная на двухосном шасси КамАЗ-53605 с колесной формулой 4х2. В качестве силового агрегата грузовика применен дизель Cummins 6ISBe4 300 мощностью 219 (298) кВт (л.с.). Если в парке эксплуатирующей организации преобладают машины минского автозавода, то имеет смысл приобрести спецтехнику на шасси МАЗ. Среди таких значатся две модели автокранов: КС-35715 и КС-35715-10 "Овоид" на шасси МАЗ-5340 (4х2). В качестве силового агрегата машин применен дизель ЯМЗ-5363 мощностью 175 (240) кВт (л.с.).
Свои варианты 16-тонных машин есть и у ОАО "Угличмаш", для которого краностроение является одним из основных направлений деятельности. Вот уже более 20 лет завод специализируется на производстве автомобильных кранов различной грузоподъемности, а в своих сервисных центрах осуществляет обслуживание и ремонт грузоподъемной техники. Среди 16-тонных автокранов завода отметим модель КС-3577-3К на шасси КамАЗ-43253 с колесной формулой 4х2. Машина оснащается современным надежным дизелем Cummins ISBe мощностью 154 (210) кВт (л.с.). Как показывает практика, данные силовые агрегаты верой и правдой служат на самых разных спецмашинах и при этом не требуют особого внимания к себе со стороны службы главного механика.
Транспортная скорость автокрана, как и у большинства конкурентов, составляет 60 км/ч. Машина имеет компактные габаритные размеры в транспортном положении - 2500х9850х3400 мм (ДхШхВ), что не создает никаких проблем с ее передвижением по дорогам общего пользования. С развесовкой по осям также полный порядок. Нагрузка на дорогу от колес передней оси составляет 5,36, а заднего ведущего моста - 8,29 тс, то есть никакого превышения установленных нормативов нет. Крановая установка оснащается 14-метровой двухсекционной стрелой, которая при необходимости может быть удлинена с помощью семиметрового гуська. С ним максимальная высота подъема грузов составит 21 м.
Разумеется, максимально допустимая нагрузка на каждом вылете не должна превышать той, что ограничена грузовысотной характеристикой крановой установки. В качестве шасси данного автокрана может использоваться и КамАЗ-53605. Грузовик комплектуется более сильным мотором КамАЗ-740.11-280 мощностью 206 (280) кВт (л.с.). Еще один вариант шасси для автокрана КС-3577-3К - МАЗ-5337А2 с дизелем ярославского моторного завода модели ЯМЗ-6563.10 мощностью 169 (230) кВт (л.с.).
Следующая модель 16-тонника КС-45722-1 базируется на шасси автомобиля "Урал-5557" с дизелем ЯМЗ-236 НЕ2 мощностью 169 (230) кВт (л.с.). Примечательно, что привод крановой установки осуществляется посредством аксиально-поршневого гидронасоса, который приводится двигателем шасси через коробку передач и дополнительную коробку отбора мощности. Автокран благодаря колесной формуле 6х6 может с успехом применяться там, где нет подъездных путей или дорожные условия сильно зависят от времени года. Например, полноприводный кран-вездеход имеет хорошие шансы "на выборах" у компаний, задействованных в нефтегазовом секторе. Крановая установка оснащается 18-метровой трехсекционной стрелой, которая при необходимости может быть удлинена с помощью 7,5-метрового гуська. Чтобы сделать работу крана безопасной, конструкторы оснастили машину целым комплексом приборов и устройств. Одними из таких являются микропроцессорный ограничитель нагрузки с цифровой индикацией параметров и модуль защиты крана от опасного напряжения для работы вблизи линий электропередачи.
Еще одним из значимых игроков рынка автомобильных кранов является ОАО "Клинцовский автокрановый завод", который занимает одно из ведущих мест в России и СНГ среди предприятий - производителей грузоподъемной техники. Крановые установки предприятия в интересующем нас сегменте монтируются на шасси грузовиков отечественного производства. Так, среди машин с высокой проходимостью внимания прежде всего заслуживает кран КС-35719-3-02, смонтированный на трехосном шасси автомобиля-вездехода "Урал-5557". В качестве силового агрегата применен дизель ЯМЗ-53622-10 (Euro 4) мощностью 176,5 (240) кВт (л.с.). Данная модель грузовика оснащена системой регулировки давления воздуха в шинах, которая позволяет непосредственно на ходу изменять данный параметр в зависимости от дорожных условий, и в частности от плотности покрытия. Блокировка колесных дифференциалов, повышающая проходимость машины, также имеет место быть. Привод крановой установки осуществляется посредством аксиально-поршневого гидронасоса, который приводится во вращение двигателем базового автомобиля через коробку передач и дополнительную коробку отбора мощности.
Установка комплектуется трехсекционной телескопической стрелой длиной 8-18 м, которая обеспечивает крану широкую рабочую зону и большую высоту перемещения груза. Выдвижение средней секции стрелы осуществляется гидроцилиндром, а верхняя секция перемещается двумя канатными полиспастами. Для увеличения рабочей зоны кран может комплектоваться решетчатым гуськом длиной 7,5 м. Примечательно, что перевод гуська из транспортного положения в рабочее и обратно производится вручную без применения дополнительных грузоподъемных средств.
Безопасную работу крана обеспечивает комплекс приборов и устройств, в том числе прибор безопасности ОГМ 240 (ОНК-160) с цифровой индикацией параметров работы на дисплее в кабине крановщика и модуль защиты крана от опасного напряжения МЗОН. Последний необходим при работе машины вблизи линий электропередачи.
В качестве альтернативы можно рассматривать автомобильный кран КС-35719-7-02, собранный на трехосном шасси автомобиля-вездехода КамАЗ-43118. Его дизель модели 740.662-300 мощностью 221 (300,6) кВт (л.с.) соответствует действующим в России экологическим стандартам Euro 4.
Если эксплуатирующая организация не имеет заказов, предполагающих выезд спецмашин на объект по бездорожью, то имеет смысл сэкономить и приобрести автокраны на шасси грузовиков дорожной гаммы.
Одним из таких может быть кран КС-35719-1-02 на шасси КамАЗ-43253 с колесной формулой 4х2, современным дизелем Cummins 6 ISBe 210 (Euro 4) мощностью 133 (181) кВт (л.с.) и ошиновкой покрышками размерностью 10,00 R20. Одно из неоспоримых достоинств примененного мотора - его топливная экономичность. В условиях постоянного роста стоимости дизельного топлива возможность сократить эксплуатационные расходы, повысив тем самым рентабельность эксплуатации спецтехники, дорогого стоит.
Среди применяемых шасси челнинских грузовиков есть и модель КамАЗ-53605, на которой базируется автокран КС-35719-8А. Для тех, кто предпочитает технику на шасси минского автозавода, можно рекомендовать автокран КС-35719-5-02, который смонтирован на базе двухосного грузовика МАЗ-5337А2 с дизелем ЯМЗ-5363 стандарта Euro 4 мощностью 175 (238) кВт (л.с.). Благодаря относительно небольшим габаритам спецмашина придется по душе эксплуатирующим организациям, которые имеют постоянные заказы на работу в городской черте, где в дневное время наблюдается плотный трафик движения, а тесные улицы забиты автотранспортом. Кроме того, благодаря дорожному шасси автокран отлично подходит для работы на рассредоточенных объектах, расположенных на большом расстоянии друг от друга.
Фото: oaokaz.ru