← ЭДО, ИТ в логистике

Как внедрить искусственный интеллект в складскую технику

Российские инженеры из команды RoboCV придумали систему автопилотирования, которую можно встраивать в любую технику. Уже шесть беспилотных тягачей рассекают по складу завода Samsung в Калужской области. Смогут ли транспортные средства с искусственным интеллектом заменить людей?

Вездеход размером с обувную коробку скромно стоит в углу офиса компании RoboCV. Когда-то он гордо рассекал просторы Сколково и красовался в эфирах федеральных телеканалов. "Все хотим сделать музей, но руки не доходят", - оправдывается гендиректор Сергей Мальцев. Раньше команда RoboCV на примере этой игрушки демонстрировала возможности своей разработки - системы автопилотирования, которую можно встраивать в любую технику. Теперь есть примеры в реальной жизни - шесть беспилотных тягачей рассекают по складу завода Samsung в Калужской области. Смогут ли транспортные средства с искусственным интеллектом заменить людей?
Луноход один
История RoboCV началась с провала. Костяк команды работал над проектом по созданию лунохода "Селеноход" - хотели победить в конкурсе компании Google, готовой выплатить за удачный запуск $20 млн. Но инвестиций для доведения разработки до ума не нашлось, проект снялся с конкурса. Часть команды, которая отвечала за разработку системы автономной навигации, решила, что идеи можно коммерциализировать - все они стали сооснователями RoboCV.
Над сферой применения недоделанного лунохода думали почти год. "Сейчас решение очевидно, но мы к нему долго шли", - вспоминает Мальцев.
Перебирали варианты роботизации автомобилей, грузовиков в карьерах, складских погрузчиков.
Склады в итоге оказались идеальной территорией для экспериментов.
Первые же звонки потенциальным клиентам показали, что интерес к теме есть. Участники рынка были морально готовы к дальнейшей автоматизации процесса - это сокращает расходы на персонал и ускоряет сборку заказов. Складская техника движется медленно, в ней уже используются электрические приводы, что облегчает тестирование системы автопилотирования.
Весной 2013 года у RoboCV появился шанс опробовать свои разработки на практике - в корпоративную почту упал запрос от компании Samsung. На заводе корейской компании решили модернизировать складскую технику. Причем бюджет был предусмотрен только на усовершенствование существующих машин, а не на покупку новых. На предложение RoboCV закупщики наткнулись в интернете. "Они согласились попробовать реализовать проект", - рассказывает начальник организационного отдела завода Samsung Евгений Гусаков.
Калужский десант
RoboCV ухватилась за заказ. Команда в полном составе выехала под Калугу - сняли коттедж недалеко от завода. Поначалу возможность работать над алгоритмами прямо на берегу озера очень радовала московских программистов. Но чем дольше длилась командировка, тем меньше людей выходило на берег. К концу третьего месяца таких совсем не осталось. "Все уже устали доделывать проект и мечтали вернуться домой", - вспоминает коммерческий директор и совладелец RoboCV Дмитрий Смирнов.
Условия контракта Samsung идеально подходили для разработки компании - система искусственного интеллекта встраивается в технику заказчика. Сердце автопилота - небольшой компьютер, который обрабатывает сигналы нескольких датчиков. За безопасность отвечает независимый модуль на основе лазерного сканера - если в радиусе действия оказывается посторонний объект, движение замедляется или полностью останавливается. Это помогает избежать столкновения с человеком или другим погрузчиком. Ориентироваться на складе автопилоту помогают опять же лазерные сканеры и видеокамеры: при первом проезде машина создает себе карту, которая затем постоянно обновляется. Камера нужна для считывания штрихкодов и различных меток, распознавания новых объектов - научным языком это называется технология компьютерного зрения.
Оснастить технику нужными датчиками не так уж сложно, а вот заставить все это правильно работать - задача посложнее.
Многие из модулей и систем удалось обкатать еще на тестовом вездеходе. "Но работа в реальных условиях сильно отличалась от испытаний в лаборатории, - вспоминает совладелец и исполнительный директор компании Тигран Шахвердян, отвечающий в RoboCV за разработку. - Основная трудность проекта с Samsung заключалась в адаптации алгоритмов под боевые условия. Здесь много сложных математических задач".
Автопилот надо научить взаимодействовать с внутренней системой складского учета, чтобы предотвратить хаос от работы роботов и управляемых людьми погрузчиков.
Складской погрузчик с автопилотом от RoboCV может находить нужные стеллажи, выбирать палету с нужными артикулами, объезжать возникающие препятствия.  Как только машина с автопилотом включается, она начинает работать автономно - сама определяет оптимальный маршрут к точке назначения, что сокращает время на сбор необходимых деталей. Информация о нужной ячейке на складе приходит из единой складской системы по Wi-Fi. "Нам не нужно знать, что там лежит. Нужно знать, где это лежит", - объясняют разработчики. При этом полностью лишать технику ручного управления нецелесообразно - иногда возникают нестандартные задачи, обучать им машину просто не имеет смысла, говорит Шахвердян. В таких ситуациях автопилот отключают и человек садится за руль.
Самой сложной задачей для команды RoboCV оказалось научить систему точно позиционировать себя в пространстве.
Технология компьютерного зрения позволяет автопилоту запоминать окружающие объекты и рассчитывать свое местоположение на основе удаленности от них. Но на складе обстановка очень быстро меняется, палеты с коробками постоянно переставляются или сдвигаются с места. "Мы до сих пор работаем над улучшением технологии позиционирования, это бесконечный процесс", - признается Шахвердян.
Чтобы не мешать рабочему ритму, приходилось тестировать роботы ближе к вечеру, а порой и ночью.
"Они чуть ли не каждый день возились с техникой, периодически показывали нам результаты", - вспоминает Гусаков из Samsung. Сроки разработки клиента вполне устраивали.
Развитие интеллекта
В конце октября 2013 года автопилоты приступили к работе. Роботизированной технике выделили отдельный участок на складе, чтобы исключить человеческий фактор - минимизировать пересечения с погрузчиками под управлением людей.
В Samsung проект считают успешным: по расчетам компании, он должен окупиться за два года.
По словам Гусакова, экономический эффект от проекта заметен уже сейчас. "Но это цифры не для широкой аудитории", - говорит представитель Samsung.
Проект с Samsung стал удачным кейсом для будущих переговоров. Но контракт не предусматривал предоплаты, для реализации проекта основатели RoboCV продали долю (33%) фонду Leta Capital. "Нужны были быстрые деньги", - рассказывает Дмитрий Смирнов. Он обзвонил почти всех инвесторов по длинному списку, но никто не давал деньги быстро. В фонде Leta тоже сначала холодно отнеслись к перспективам сотрудничества, но на встречу согласились.
После встречи инвесторы идеей загорелись и меньше чем через месяц подписали договор.
RoboCV получала $500 000, средства перечислялись несколькими траншами при выполнении определенных показателей (KPI). "Дима торговался до последнего момента, выжимал условия, особенно по этим KPI", - вспоминает старший менеджер по инвестициям Leta Capital Сергей Топоров. Команда инвесторам понравилась не меньше, чем идея.
Сейчас RoboCV ведет переговоры уже с новыми инвесторами. "Разработки в этой области стоят довольно дорого, поэтому деньги нужны всегда", - объясняет Топоров. К тому же на подходе два крупных заказа, которые компания надеется завершить осенью. Речь идет уже о нескольких десятках машин, а не шести, как в случае с Samsung.
Стоимость апгрейда одной машины в RoboCV называть отказываются. "Но это точно больше, чем стоимость самой машины", - говорит Смирнов.
Складской бизнес движется в сторону большей автоматизации и уменьшения вовлеченности персонала в процесс: это позволяет не только сократить фонд оплаты труда, но и эффективнее управлять складскими запасами, уверен директор по стратегии и развитию холдинга Ozon Константин Баяндин.
У Ozon свои логистические мощности, миллионы наименований, часто для сборки одного заказа нужны товары из разных концов склада. Сейчас работники Ozon используют переносные терминалы, которые подсказывают, где лежит нужный артикул. Интернет-магазин тоже движется в сторону полной автоматизации. Однако, по словам Баяндина, скорее всего используют другой подход - на автопилоте будет двигаться не техника, а сами стеллажи. Такую систему, например, предлагает компания Kiva Systems, которую интернет-ритейлер Amazon купил в 2012 году за $775 млн. "Этот метод лучше подходит именно для интернет-магазинов, где нужно собирать небольшие заказы, а не перемещать палеты", - считает Баяндин. Однако пока проект заморожен: он неэффективен с точки зрения соотношения капзатрат и уровня зарплат в регионах России. "Но зарплаты растут, а технологии дешевеют", - замечает Баяндин.
RoboCV стремится к снижению себестоимости автопилотов. Одновременно инженеры работают над усовершенствованием системы: пытаются использовать более миниатюрные центральный компьютер и внутренние модули. А основатели компании уже думают над новыми сферами применения автопилота.
Мечта Мальцева и его команды - сделать автомобиль с автопилотом.
В бизнес-плане на это отводится несколько лет. И это не менее амбициозная задача, чем запуск лунохода, - беспилотный автомобиль от Google уже накатал 500 000 км по дорогам США.
cyberrev.png
Фото: Марии Савельевой для Forbes.ru
Forbes