Белорусские автоперевозчики, пострадавшие от введения Россией продовольственных санкций, говорят, что при таком развитии ситуации транспортное средство становится выгодней продать, чем заниматься автобизнесом. "Европейский рынок для нас полностью умер", - констатирует директор гродненской компании "Белмагистраль" Станислав Савицкий. До ввода российского продовольственного эмбарго белорусская фирма занималась перевозкой грузов из Европы в Россию. Сейчас бизнесмен оперативно ищет новые грузы и направления.
Больше всего от российских продовольственных санкций пострадали перевозчики, которые возили европейское продовольствие прицепами-рефрижераторами.
Всего белорусский рефрижераторный парк насчитывает 1700 автомобилей.
"Сейчас люди вынуждены оперативно искать замену тем грузам, на которых они постоянно работали. Если сегодня нельзя возить из Литвы в Россию молочную продукцию, то каждый старается применить свой транспорт на других товарных группах, которые не попадают в перечень ограничений", - констатирует заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) Николай Верховец.
В сложившейся ситуации перевозчики идут на то, чтобы загружать рефрижераторы продукцией, которая не требует соблюдения строгого температурного режима, то есть пытаются работать в нише, которую уже давно заняли грузовики с тентованными полуприцепами.
Из-за этого растет конкуренция, что приводит к падению ставок на перевозку.
"В пределах 15% гарантированно ставки упали",
- отмечает Николай Верховец. Падение ставок на 10-15% констатирует также заместитель директора по развитию компании "Интертрансавто" Снежана Гриб.
По ее словам, если раньше доставить груз из Германии в Москву стоило три тысячи евро, то сейчас ставка опустилась до двух тысяч.
Собственный автопарк "Интертрансавто" насчитывает более 150 автопоездов. Прицепов с рефрижераторами у них нет. Тем не менее в компании отмечают падение объема перевозок практически на 30%.
Более пессимистичен на этот счет директор "Белмагистрали", автопарк которой состоит из 18 автомобилей с холодильниками.
"Процентов на шестьдесят упал заработок. Это по скромным оценкам. И если посчитать транспортное средство, его амортизацию и оплату за километр пробега, то в таком случае его нельзя использовать, а лучше продать",
- говорит Станислав Савицкий.
Впрочем, "Белмагистраль" не распродает свой автопарк, а активно ищет рентабельные перевозки. В первую очередь ориентируется на Восток - Азербайджан, Армению, Грузию и так далее.
"За свою историю мы отработали, можно сказать, все рынки. Кто хочет работать - ищет работу. Кто не хочет работать - ищет причину", - считает директор гродненской компании.
Еще одним подспорьем для белорусских перевозчиков в сложившейся ситуации может стать договоренность между Беларусью и Россией о дополнительных поставках белорусской сельскохозяйственной продукции.
"Мы стараемся сделать так, чтобы эти товары попали в руки белорусских перевозчиков", - говорит заместитель генерального директора БАМАП.
Фото: uvaga.by