← Таможня и ВЭД

Как овощам и фруктам из Евросоюза не дают попасть на стол россиян

В августе Владимир Путин подписал указ о введении эмбарго на импорт продуктов из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. Россия запретила поставки говядины, свинины, фруктов, птицы, сыров и молока из этих стран. После чего Москва неоднократно заявляла о реэкспорте импорта через Беларусь, а Минск это опровергал. TUT.BY посетил пункт пропуска недалеко от границы с Беларусью, понаблюдал за работой Россельхознадзора и узнал, как овощам и фруктам из ЕС не дают попасть на стол россиянина.

В сентябре управление Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям провело рейд по рынкам, овощным базам и складам российской столицы. На них нашли продукцию с маркировкой Евросоюза. Например, на плодоовощном рынке торгового дома "Славянский" продавали овощи и фрукты из Испании, Греции и Польши.
Россельхознадзор полагает, что есть два пути распространения запрещенных овощей и фруктов, и оба - через Беларусь. Первый - когда продукция проходит в Беларуси таможенную очистку, выпускается в свободное обращение и поступает в Россию. Второй - когда груз идет через Беларусь под видом транзитного в Казахстан, но до места назначения может не доехать и осесть в России.
После того как Путин подписал указ о введении эмбарго, на границе со Смоленской областью специалисты Россельхознадзора начали работать в пункте пропуска Красная Горка и круглосуточно дежурить еще на пяти дорогах области.
Все это Нина Анищенкова, заместитель начальника отдела карантинного и фитосанитарного контроля на государственной границе РФ и фитосанитарного надзора, рассказывает в кабинете одного из зданий пункта пропуска Красная Горка. На вопрос о том, может ли запрещенный груз попасть в Россию какими-то окольными путями, она отвечает, что "все возможные пути проникновения этой продукции стараются перекрыть". Но уточняет, что на проселочных дорогах инспекторы не стоят круглосуточно, а проводят рейдовые мероприятия совместно с пограничниками и ГИБДД. Корреспонденты TUT.BY заезжали в деревню Литивля Краснинского района Смоленской области (примерно в девяти километрах от белорусско-российской границы) по другой дороге и встретили только российских пограничников.
С момента введения эмбарго грузопоток на Красной Горке уменьшился за счет сокращения прямых поставок из третьих стран. Если раньше за сутки на этом пункте пропуска проходило около 50-60 грузов овощей и фруктов, к октябрю это число сократилась до 10-15 машин.
При этом, отметили в Россельхознадзоре, грузопоток овощей и фруктов из Беларуси постепенно увеличивается.
С начала введения санкций через Красную Горку прошли 1462 партии овощей и фруктов. Из них 1024 партии проехали по белорусским сертификатам. При этом 51 грузу въезд в Россию запретили: 41 партию растительной продукции развернули, так как специалисты не могли установить место происхождения груза. Шесть грузов развернули, так как они шли из стран ЕС под видом белорусской продукции, приводит статистику Нина Анищенкова.
Она вспоминает, что среди возвращенных грузов шли перцы из Польши, но в документах о производителе фигурировала Македония. Также пытались ввезти польские яблоки под видом белорусских и венгерскую вишню, которую "Беларусь под видом Венгрии и отправляла, даже не став это скрывать".
По словам специалиста, если в августе этикетки на груз могли переклеить, что считается грубым нарушением, то сейчас такие нарушения могли бы стать сенсацией. Сегодня перевозчики товар привязывают к "железобетонным документам":
- Четко написано: "польское яблоко идет на Казахстан". Уже узнать доехал он (груз. - TUT.BY) до Казахстана или нет, сложно.
Каким грузам инспекторы запрещают въезд в Россию
Сергей Седура руководит белорусской экспортно-импортной компанией "Камгорис". Утром 1 октября двум его фурам с яблоками запретили въезд в Россию. У инспекторов Россельхознадзора возникли сомнения насчет белорусского происхождения яблок.
2 октября Сергей сам приехал на границу в пункт Красная Горка отстаивать 40 тонн продукции, которую давно уже должны были продавать в Москве. По его словам, все эти яблоки он закупает в фермерских хозяйствах в Лиде и Кобрине. Но фитосанитарный инспектор в акте карантинного досмотра "чисто механически не убрал слова "реэкспорт импортной продукции", рассказывает Сергей.
По его мнению, это произошло потому, что за час до отправки машин с яблоками они отправляли на реэкспорт в Казахстан молдавскую сливу (в Россию временно запрещен ввоз плодов косточковых и семечковых культур из Молдовы. - TUT.BY).
Сергей рассказывает, что как только они узнали, почему задержали груз, связались с фитосанитарной службой. Фитосанитарный инспектор переделала карантинный акт. Его копию и пояснения по инциденту, по словам собеседника, выслали в Россельхознадзор. Сергей тоже решил приехать на границу и привез с собой оригиналы договоров с фермерским хозяйством, оригиналы накладных на яблоки:
- Я стою, аж подпрыгиваю. Я водителям (грузовых машин, которые везли яблоки. - TUT.BY) сказал, что у нас белорусское яблоко, ничего не бойтесь. Но факт - случайность, мы допустили ошибку. Служба фитосанитарная об этом уведомлена, фитосанитарный инспектор исправил акты, вот я их привез, что еще надо?
- А если вы подделали эти документы? - спрашиваю Сергея, который уже провел на границе несколько часов.
- А каким образом можно подделать платежное поручение, проведенное банком 26 сентября? Вот этот акт (Сергей трясет документами перед глазами корреспондента TUT.BY), здесь написано, что проведен досмотр продукции, адрес нашего склада. Я не знаю, как вам доказать, делайте экспертизу, пожалуйста!
Сергей говорит, что если в ближайшее время вопрос не решится, он будет звонить на горячую линию Россельхознадзора, а из-за долгого ожидания "в Красной Горке пропишется".
Яблоко по документам из Чили, но похоже на польское
Нина Анищенкова останавливает фуры и уточняет у водителей, что в них везут. Если там овощи или фрукты, то отправляет на досмотр.
Две грузовые машины с белорусскими номерами везут польские перцы и яблоки в Казахстан. В каждой машине - около 20 тонн груза. Специалист проверяет документы и замечает, что один из документов отсутствует: нет польского сертификата, поэтому невозможно привязать маркировку товара на коробках к маркировке в документах. То есть документально должна была быть такая схема: Польша-Беларусь-Казахстан. Но у водителей были только документы, подтверждающие часть схемы: Беларусь-Казахстан.
- Мы этих тонкостей знать не должны, нам дают груз - мы едем, - говорит один из водителей, который отказался представляться журналистам.
- За груз отвечает перевозчик, перевозчиком является водитель. Поэтому документы передаются водителю, и всю ответственность несете вы, - объясняет ему представитель Россельхознадзора.
- Мы же не спорим, - меняет тактику водитель и начинает уговаривать сотрудников Россельхознадзора никаких штампов, запрещающих въезд, в их документах не ставить. - Нам передадут документы, станем здесь на ваших глазах, можно?
Нина Анищенкова объясняет, что когда в документах на груз поставят штамп о том, что въезд запрещен, машины передадут транспортной инспекции. По правилам, водители должны вернуться в Брест, откуда приехали, погасить там штамп, переоформить фитосанитарные сертификаты. Затем по "нормальным документам" они могут везти груз транзитом через Россию в Казахстан. Но опять же: проследить, доедет ли груз до Казахстана, сложно, считает специалист.
В грузовом микроавтобусе везут картофель. Водитель Андрей говорит, что у них в машине его 400 килограммов: выкопали в Шклове у свекрови, везут в Калугу и Тамбов родственникам, потому что "белорусская картошка очень вкусная". Но фитосанитарного сертификата на картошку нет, а по закону он должен быть. Без документов допускается провозить картофель в ручной клади, но никак не в таком количестве, как у них в машине (если картошку выкопали в Шкловском районе, то фитосанитарный сертификат на 400 килограммов овощей стоит 46 720 рублей, сделать его можно по месту жительства).
Микроавтобусу с картошкой на территорию России без документов въезд запрещают.
- У нас картошка, у нас единое таможенное государство! - возмущаются Андрей, Майя и Елена, которые везут картофель.
Они прямо на глазах у инспекторов собираются переложить часть картофеля в другой микроавтобус, но Нина Анищенкова этого не допускает.
- Девушка, у вас что - принцип?! - пытается выяснить Майя.
Люди с картошкой просят представителя Россельхознадзора показать соответствующие документы, которые запрещают им везти овощи без документов. Уже в здании пропускного пункта Нина Анищенкова спокойным голосом объясняет, что в Беларуси - карантинная ситуация по золотистой картофельной нематоде. Возможно, в Калужской области, куда они везут этот картофель, такой карантинной ситуации нет. В любом случае на их 400 килограммов картофеля нужно получать фитосанитарный сертификат, который гарантирует, что на картофеле нематоды нет.
- Я ее (картошку. - TUT.BY) буду есть, я не буду ее никому давать, - не унимается Елена.
После спора за картофель они возвращаются в машину, разворачиваются и растворяются в дали белорусской дороги.
Следующий грузовик, который останавливают на досмотр, везет яблоки в Самару.
По документам яблоки - из Чили. Нина Анищенкова просит водителя снять одну из верхних коробок, он отказывается:
- Я бы снял, но плечи болят капитально!
Нина Анищенкова забирается в машину сама, чтобы посмотреть груз. Снять коробку с яблоками ей помогает уже известный читателям Сергей Седура, который ожидает решения вопроса по своим яблокам. Специалист Россельхознадзора предполагает, что и яблоки, и тара похожи на польские, хотя в документах написано, что они из Чили. Чилийские яблоки, как правило, лежат в отдельных ячейках или обернуты в специальную сеточку, поясняет Анищенкова. В машине у перевозчика - яблоки в ящике лежат россыпью.
Эти яблоки пропускают, так как, несмотря на оценку внешнего вида яблок и тары экспертом, с документами у водителя все в порядке.
Еще одна грузовая машина везет в Набережные Челны грушу из Чили. И хотя специалист Россельхознадзора говорит, что визуально груша "один к одному, как бельгийская "Конференция", но документы подтверждают, что она из Чили.
Полностью решить ситуацию с ввозом запрещенных продуктов можно
Специалист Россельхознадзора уверена, что пока законодательство Таможенного союза не предполагает усиленного контроля транзитных грузов, полностью решить проблему появления запрещенных овощей и фруктов на рынках России будет нелегко. Под "усиленным контролем" понимают создание учетных пунктов на границе и электронной системы, которая позволит отмечать груз и проследить, например, доехал ли он до Казахстана. Такая система уже существует для ветеринарных грузов.
Если на границе создадут уведомительные пункты и электронную базу, то система контроля за грузами овощей и фруктов будет работать более эффективно.
Например, если польские яблоки везут транзитом в Казахстан, в уведомительном пункте на российско-белорусской границе внесут груз в электронную базу. На выезде из России этот груз уже будут ждать, и можно будет увидеть, покинула ли машина пределы федерации. Если нет, то перевозчика можно будет привлечь к ответственности.
К вечеру у историй некоторых грузов, описанных в материале, появилось продолжение. Например, Сергею Седура сообщили, что его яблокам въезд в Россию разрешили. Люди, которые везли из Шклова картошку в Калугу и Тамбов, вернулись на границу, но сказали, что уже едут без нее.
Кстати
С 11 августа по 6 октября 133 раза в Россию с территории Беларуси пытались ввезти запрещенные овощи и фрукты. Общий вес продукции - 1300 тонн. Их обнаружили на оперативно установленных четырех контрольных пунктах с августа и еще двух - с октября на основных автодорогах белорусского направления вблизи белорусско-российской границы, сообщает Россельхознадзор.
Основные нарушения:
- сопровождение продукции фитосанитарными сертификатами, выданными Беларусью, на продукцию, запрещенную к ввозу после введения продовольственного эмбарго;
- отсутствие фитосанитарных сертификатов на ввозимую продукцию с маркировкой, свидетельствующей о немецком, венгерском, польском происхождении;
- попытки ввоза продукции без маркировки и фитосанитарной документации;
- перемаркировка продукции из ЕС: в белорусском фитосанитарном сертификате страной происхождения указана Беларусь.
Москва предложила белорусскому правительству, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, а также Евразийской экономической комиссии организовать на два месяца совместный карантинный фитосанитарный контроль на внешней границе Таможенного союза. Со своей стороны министр сельского хозяйства Беларуси Леонид Заяц на этой неделе сообщил журналистам, что белорусская сторона не видит необходимости в таком контроле. "У нас достаточно компетентные специалисты, которые не допустят поставок запрещенной в России продукции", - сказал он.
Фото: tut.by
TUT.BY