← Спецтехника

Лизинг спецтехники: в завязке на экономику

Лизинг спецтехники - индикатор экономического здоровья страны и отдельных ее регионов. Можно выделить два основных источника спроса на лизинг спецтехники: восстановление компаниями существующего парка спецтехники и реализация новых крупных инфраструктурных и других проектов. Вместе с тем лизинг спецтехники стоит рассматривать дифференцированно, по отдельным сегментам.

По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", доля спецтехники (исключая железнодорожную технику) и оборудования в лизинговых портфелях компаний на 1 июля 2014 года составила 16,4%, а доля в новом бизнесе (стоимости имущества) по итогам полугодия - 26,9%.
Тенденции развития  различных сегментов спецтехники зачастую разнонаправленны: "Если лизинг строительной и дорожной техники в первом полугодии, по нашим оценкам, показал рост нового бизнеса на 18%, то к примеру сегмент лизинга складских и фронтальных погрузчиков сократился почти на треть", - рассказывает генеральный директор CARCADE Алексей Смирнов. Это показывает зависимость различных сегментов рынка лизинга от положения дел в той или иной отрасли экономики: если в 2014 году темпы строительства не упали, а дорожное строительство продолжилось за счет выделения бюджетного финансирования, то логисты, ориентированные на наращивание грузопотока, в нынешних условиях вынуждены заморозить инвестпрограммы и сократить приобретение техники.
Первое полугодие характеризовалось неравномерным спросом на спецтехнику. Тенденцию низкого спроса подтверждают и поставщики дорожно-строительной техники. Это объясняется несколькими причинами. "Во-первых, в этом сегменте существует сезонность. Большую качественную часть работ дорожники проводят в крайне ограниченные сроки, зависящие в том числе и от погодных условий. Ежегодно прослеживается срыв сроков тендеров на проведение дорожных и строительных работ, что в конечном итоге сказывается на закупке техники, необходимой для выполнения работ по выигранным тендерам. В 2014 году только ближе к середине года стали подводиться итоги объявленных конкурсов, и в силу ограниченности дорожного сезона возникли определенные сложности. Компаниям необходимо либо увеличивать интенсивность освоения выигранных объемов, либо часть работ переносить на следующий год", - объясняет руководитель дивизиона Санкт-Петербург ГК "Балтийский лизинг" Андрей Бугров. Кроме того, добавляет он,
рост курса валют с начала года автоматически увеличил стоимость приобретаемой техники, что не могло не сказаться на некотором снижении спроса, либо смену приоритетов в выборе того или иного производителя дорожно-строительной техники.
Руководитель Северо-Западного дивизиона компании "Интерлизинг" Сергей Жарков в данной связи выделяет смещение спроса в сторону азиатских производителей, например из Южной Кореи, о. Тайвань. Если же приобретается европейское оборудование, на первый план выходят короткие сроки поставки, имущество в наличии (предпочтительный вариант), также ремонтопригодность, доступность запасных частей и расходных материалов на случай возникновения с проблем с поставками и постпродажным обслуживанием, что напрямую связано с санкционными ограничениями.
"Могу отметить возросший спрос на карьерную технику в связи с разработкой новых песчаных и гранитных месторождений, особенно со стороны строительных холдингов, которые хотят как диверсифицировать бизнес, так и подстраховаться и обеспечить бесперебойные поставки материалов", - добавляет Сергей Жарков. Еще один фактор спроса на лизинг на условиях анонимности называет генеральный директор петербургской оценочной компании: "После присоединенияКрыма к России и начала там крупных инфраструктурных проектов к нам пошла серия обращений дорожно-строительных компаний с госучастием для оценки добровольно-принудительно передаваемой в дар Крыму техники. Вероятно, выбывшее оборудование будет замещаться посредством лизинга".
Надежные держат цену
Изменение кредитной политики банков повлияло на сегмент лизинга спецтехники и оборудования так же, как и на другие сегменты рынка лизинга. С начала года банки повысили ставки кредитования практически для всех корпоративных клиентов, в числе которых и лизинговые компании, нуждающиеся в  средствах для фондирования сделок, в среднем на 2-3 процентных пункта. Стоимость банковских кредитов для лизинговых операторов растет.
В этой ситуации позволить себе не увеличивать цену лизинга могут компании со значительным государственным участием либо крупные частные  лизинговые операторы, которые обладают высокими рейтингами кредитоспособности и налаженными связями с крупными кредитными институтами. Но в целом по рынку есть тенденция к увеличению требуемых авансов по сделкам, сокращению сроков договоров лизинга, усложнению процедуры рассмотрения заявок, особенно это касается сложных проектов.
Надежда на государство и розницу
Прогнозы на будущее в настоящее время делать очень сложно - слишком велик  фактор неопределенности и для лизингового рынка, и для экономики в целом. "В этой ситуации  надежной гарантией того или иного сегмента лизингового рынка являются различные инфраструктурные проекты, финансируемые из бюджета. Что касается Северо-Запада, то
определенным драйвером для развития лизинга спецтехники (прежде всего техники для строительства) в Санкт-Петербурге станут масштабные инфраструктурные проекты, которые финансируются за счет бюджетных средств - такие, как строительство нового Приозерского шоссе, скоростной дороги Москва - Санкт-Петербург, магистралей кольцевой автодороги вокруг города и т.д.", -
перечисляет Алексей Смирнов.  "Прогноз - сильные колебания объема сделок в крупных проектах с крупной техникой и стабильный спрос в малой стройтехнике при росте проникновения самых успешных и специализированных лизингодателей. "Европлан" работает в относительно массовом сегменте стройтехники - погрузчики, малая техника, единичные покупки. По итогам первого полугодия 2014 года, объем нового бизнеса "Европлана" в сегменте строительной и специальной техники вырос на 20,35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это говорит о том, что правильно структурированный финансовый продукт может прирастать в популярности даже в периоды сокращения общих продаж техники", - говорит вице-президент компании "Европлан" Александр Михайлов.
В конкуренции за лизингополучателя выиграют те, кто специализируется на лизинге определенных видов имущества, покупает много техники, имеет реальные совместные программы с производителями, кто умеет передавать в лизинг и 50 погрузчиков, и один,
а также ставить на учет в Гостехнадзоре и 50 погрузчиков, и один - причем и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и, скажем, в Вологодской области, считает Александр Михайлов.
Выигрывают и те, кто стабилен в своих финансовых услугах строителям, - в условиях, авансах, сроках, ставках, возможностях сезонных платежей и т.д., особенно на фоне ужесточения подхода банков к строителям.  
По мнению аналитиков агентства "Эксперт РА", эффективным инструментом снижения кредитного риска для розничных сделок могут стать гарантии региональных фондов господдержки. Использование клиентами гарантий фонда может сократить объемы потерь ЛК при реализации кредитных рисков: размер ответственности фонда по поручительству может составлять 50-70% от суммы обязательств заемщика. При этом пока лизингополучатели вместо гарантий предпочитают участвовать в программах по субсидированию авансовых и лизинговых платежей, так как на практике это дает возможность клиенту покрывать 25-30% платежей, что ощутимо снижает объем долговой нагрузки лизингополучателей.
lzst.jpg
ТАБ2_21-10-14.gif
Фото: equiptorg.ru
Эксперт-онлайн