По данным Росстата, производство грузовиков в январе-августе составило 99,9 тыс. шт., что на 20,6% ниже показателя годичной давности. В прошлом месяце с российских конвейеров сошло 13 тысяч грузовиков - это на 24,1% меньше, чем годом ранее. Сильнее всего за 9 месяцев года просел рынок тяжелых грузовиков - на 21%, ниже всех упали магистральные тягачи.
"Экономическая ситуация отражается на рынке коммерческого транспорта, в целом происходит сокращение объемов продаж новых грузовиков", - пояснили в компании "Скания-Русь". Это коснулось сегмента магистральных перевозок, поскольку объем транспортировки товаров снижается, и перевозчики вынуждены перестраивать маршруты, искать новых заказчиков, перенося развитие своего автопарка на будущее.
Рынок коммерческой техники тесно связан с состоянием экономики и при неблагоприятной экономической ситуации страдает гораздо сильнее, чем рынок легковых автомобилей. "Происходит снижение общей покупательной способности и сокращение инвестиционных бюджетов. Негативные ожидания потребителей создают отложенный спрос, приостановку инвестирования в обновление парка, - считают в Группе ГАЗ. - Снижение спроса связано и с тем, что потребители испытывают на себе ухудшение условий покупки - рост стоимости заемных средств и ужесточение банковских требований к заемщикам".
Снижается доступность финансовых ресурсов для бизнеса. "Рост стоимости финансовых заимствований в 1-м полугодии 2014, связанный с ростом ключевой ставки ЦБ РФ, вызвал удорожание стоимости кредитов на 30%, - поясняют представители Группы ГАЗ. - Сохранение существующей стоимости денег, а тем более дальнейший неоправданный рост стоимости кредитования ставит под угрозу развитие инвестиционных программ в машиностроении, которая является одной из самых капиталоемких отраслей".
Рост стоимости финансовых заимствований привел к резкому увеличению расходов на обслуживание кредитов. А тут без эффективной господдержки политики обойтись будет непросто. Пока же государство думает о стимулировании рынка путем ограничений. Так, планируется освободить рынок от старых грузовиков и автобусов, и сейчас полным ходом идет обсуждение соответствующих поправок в закон. Эксперты считают, что предельный возраст для коммерческого транспорта может составить 15 лет. Конечно, запрет будет введен постепенно, так как более половины российского парка грузовиков и автобусов старше 15 лет. Однако в компании "Скания-Русь" уверены, что обновление автопарка не всегда является необходимостью для перевозчиков:
"Срок службы грузовиков европейских марок - более 15 лет, при этом сохраняются высокие эксплуатационные характеристики техники. Перевозчики могут быть не готовы к кардинальным ограничениям без соответствующих мер поддержки и подготовки планируемых изменений".
А вот маркетолог компании "ДАФ Тракс Рус" Евгений Савельев считает, что "новая кровь" рынку не повредит. "В итоге это приведет к повышению экономической эффективности грузоперевозчиков. Парк 15-летних машин в России весьма велик и требует обновления, что не сможет не сказаться на росте продаж коммерческого транспорта в России", - полагает эксперт.
В Группе ГАЗ также не видят серьезного негатива в обязательном обновлении парка. "Эта мера будет стимулом для обновления транспортного парка в стране. Замена изношенных автобусов позволяет существенно повысить безопасность перевозок, так как вероятность аварии у машин старше 15 лет выше в десять раз, чем у новой, - считают в компании. - Изношенность парка предприятий приводит к повышенным затратам на топливо и ГСМ, потерям от простоя, серьезно вредит окружающей среде".
Дмитрий Швед поделился своими прогнозами в случае введения возрастного ценза на коммерческий транспорт: "При введении запрета мы ожидаем рост спроса на легкие грузовики для городских, а также средние грузовики для междугородних и региональных перевозок. Продукция отечественных производителей из-за невысокой цены в этом смысле окажется в выгодном положении. Рынок также отзовется существенным увеличением спроса и на магистральные тягачи".
Конечно, у производителей хватает и других проблем. Это и запрет на производство автомобилей с низким экологическим классом двигателя, и введение утилизационного сбора, и колебание курса валют. "Производство Iveco в России не локализовано полностью, поэтому себестоимость продукции, конечно же, зависит от валютного курса, - пояснил Дмитрий Швед. - Также проблемой является снижение спроса со стороны логистических компаний на магистральные тягачи. В результате
показатели продаж сопоставимы с 2013 годом, хотя изначально мы закладывали небольшой рост".
Впрочем, если будут введены ограничения на "возрастные" грузовики, производителям это только на руку. Новинки они выводят на рынок каждый год. И этот непростой год не исключение.
Так, Iveco представила новый магистральный тягач Iveco Stralis Hi-Way LNG, работающий на сжатом и сжиженном природном газе, который, обладая двигателем в 330 л.с., способен пройти более 700 км, истратив 38 л топлива на сотню.
В ноябре на российском рынке DAF обещает провести презентацию свежей версии грузовика серии LF с новой кабиной и шасси с двигателями Евро-5. В первую очередь, это будет линейка легких и среднетоннажных грузовиков.
ГАЗ в конце сентября начал производство среднетоннажного "ГАЗон NEXT", который на 12-17% дешевле в эксплуатации, чем грузовик предыдущего поколения. Также он увеличил грузоподъемность на 500 кг, а межсервисный интервал - до 20 тыс. км.
Mercedes-Benz на IAA-2014 презентовал обновленный грузовик Econic NGT, оснащенный силовым агрегатом M 936 G на метане. Мотор на 7,7 л развивает мощность до 302 л.с. и соответствует требованиям Евро-6.
А новые модели Volvo FE и FL оптимизированы для более легкого вождения в городских условиях. Самая главная новая особенность - новые двигатели стандарта Евро-6 - D5 и В8, которые имеют улучшенные водительские характеристики и высокую производительность благодаря более динамичному развитию крутящего момента.
Фото: via-mobilis.ru