Доставлять сегодня товар на территории, подконтрольные так называемым ДНР и ЛНР, не только небезопасно, но и очень дорого. Цена за пропуск 20-тонной фуры - 70 000 грн без гарантий сохранности груза. Найти водителей, согласных ехать в ДНР/ЛНР, также непросто: большинство перевозчиков отказались от доставок грузов в эти районы. О нюансах работы на востоке Украины рассказали представители компаний-перевозчиков на встрече в Европейской Бизнес Ассоциации.
Как только начался конфликт в Донбассе, большинство компаний прекратили обслуживать эти регионы, - заявляют в один голос представители логистических операторов. Сейчас доставляют товары в регион только самые отчаянные - на свой страх и риск.
"Водители просто не хотят туда ехать. Особенно достается одесситам. Сепаратисты ловят их, бьют с криками: почему вы нас не поддержали? Конкретный случай: груз забрали, машину забрали, водителя "отметелили" и пешком отправили в Одессу", - рассказывает директор компании Containerships Игорь Богданов.
Еще одна проблема - отсутствие гарантий сохранности груза. До начала военных действий на востоке логистические компании сами несли ответственность за сохранность товара, а страховые - покрывали риски. "Как только начался Крым, страховики оповестили, что они не отвечают за ситуации, которые могут возникнуть в Крыму. Такая же информация прошла относительно Восточной Украины, - объясняет Богданов. - Стоимость груза в одном автомобиле может составлять 1-1,5 млн грн. Если с ним что-то произойдет, страховая компания убыток не покроет. Из собственного кармана логистические компании такие затраты не могут покрывать. Сейчас нет механизмов возмещения этих потерь".
В результате существенно выросла цена логистики. К примеру,
на линиях Изюм - Луганск или Северодонецк - Луганск стоимость доставки увеличилась на 70-80%,
- говорит коммерческий директор логистической компании DPD Ukraine Максим Сигнаевский.
Едешь - плати
Рискнувшим доставлять груз в зону АТО приходится сталкиваться с особенностями системы налогообложения самопровозглашенных республик. "Представители этих республик придумали пропуска, которые должны покупать все, кто везет груз на подконтрольные им территории", - рассказывает Сигнаевский. Стоимость пропуска для 20-тонной фуры доходит до 70 000 грн. Часто цифра берется "с потолка". В обмен - никаких гарантий сохранности груза.
Компания Диана Люкс Логистик не остановила поставки на восток Украины, но на территорию, подконтрольную боевикам, также не заезжает. "Мы поставляем лекарственные препараты. Это тот товар, без которого не обойтись", - объясняет директор Диана Люкс Логистик Дмитрий Калиничев.
Чтобы не рисковать, компания везет груз "на последнюю милю" - ближайший пункт, контролируемый украинскими войсками. Дальше товар доставляют местные жители под свою ответственность.
"Это возможность заработать для людей, которые там живут и могут договориться с сепаратистами", - отмечает Калиничев.
В "белых камазах"
Еще сложнее вывезти груз с подконтрольных боевикам территорий. "В ДНР все национализировано. Соответственно, чтобы что-то вывезти, грузоотправитель должен получить разрешение на выезд. За справку необходимо заплатить, - раскрывает схему Игорь Богданов. - К примеру, нужно вывезти телефон. Цена справки - 50% от стоимости товара. Платить наличными. Еще за одну справку нужно заплатить на блокпосту - это региональное разрешение на вывоз товара, которое обойдется еще в 30% от стоимости телефона". Затем, когда груз уже находится на территории Украины, перевозчик попадает под статью "финансирование террористических организаций". "Остается два варианта: оставить груз там или придумать какую-то схему, например, завезти через Россию в "белых камазах", - иронизирует Богданов.
Аналогичная ситуация на железной дороге. "На каждой станции также требуют справки. Часто это махновщина в неприкрытом виде: у кого оружие, тот и прав", - говорит директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. В результате
в сентябре отгрузка ж/д транспортом снизилась в Луганске на 48%, в Донецке - на треть.
По словам Сигнаевского, перевозчики могут быстро восстановить логистические цепочки на освобожденных территориях. "Как только освобождается какая-то территория и есть возможность туда доставлять груз, мы это делаем. Ситуацию анализируем раз в неделю и, соответственно, меняем логистические маршруты. Сейчас из Луганска приходят новости, что по городу и в город можно доставлять грузы. Но это непростой процесс. Одного желания луганчан мало, должны быть и водители, которые хотят туда ездить", - отмечает Максим Сигнаевский.
Фото: biz.liga.net