← ИТ в логистике, бухгалтерия

Создается единая система электронных автопаспортов государств Таможенного союза

Для автомобилей, сельхозтехники и других транспортных средств с середины октября 2014 года предусмотрен особый порядок обращения на территории стран Таможенного союза (ТС). И прежде автомобили из стран ТС могли свободно перемещаться по России, но при покупке такого авто требовалась замена ПТС на российский. Теперь же создан единый ПТС и в планах единая система электронных автопаспортов.

Так как процесс создания электронной базы долгий, и нужен был какой-то инкубационный период, то для того, чтобы как минимум адаптировать действующие базы стран участников ТС под новые правила и научить работать по ним сотрудников регистрирующих органов (ГИБДД, таможни, налоговых и т.п.), работников предприятий, выпускающих транспортные средства, - утвердили образец (бланк) единого паспорта транспортного средства, а соответственно, и правила формирования регистрационных учетов транспортных средств, по которым уже начинают работать дружественные страны.
- В замене ПТС необходимости действительно не будет (на самом деле, в той же Белоруссии или Казахстане такой документ отсутствует вообще), но только в том случае если у собственника транспортного средства будет получен ПТС единого образца, в качестве которого был утвержден российский бланк (то есть он теперь будет одинаков на всей территории ТС), - поясняет РБК-Пермь Анатолий Чайкин, руководитель юридического отдела "Фольксваген Центр Пермь". - Такие бланки уже поставляются на предприятия-автопроизводители, расположенные на территории стран участников ТС. Новые правила, по моему мнению, не повлияют на требования по аттестации транспортных средств по так называемому стандарту Евро-5, так как в нашей стране и в странах содружества требования к экологическому классу автомобилей очень различаются. Причем в странах содружества они более "льготные", чем в России. Приводить в полное соответствие техрегламенты, устанавливающие экологическую классификацию никому не выгодно. Нам - потому что смягчение требований приведет к тому, что в страну попадет куча "металлолома", которого и так хватает.
Также
после создания такой электронной системы планируют централизованно проверять достоверность информации об авто: это существенно усложнит сбыт угнанных или не прошедших таможенную очистку автомобилей.
- Стоит отметить, что единой информационной базы, позволяющей оперативно проверять принадлежность (фактическое нахождение на регистрационном учете, снятие с регистрационного учета или совершение иных регистрационных действий) или существующие обременения автомобиля в той или иной стране-участнице ТС, не было и нет до сих пор, - констатирует Анатолий Чайкин. - Именно это обстоятельство привело к тому, что с момента установления единого таможенного пространства и введения льготных таможенных сборов в Россию (как и наоборот) хлынул поток "серых" автомобилей. Приведу пример одной из схем: машина крадется в каком-то из европейских государств, будь то участник или не участник ТС, за копейки приобретается у воров серыми маклерами и въезжает в Белоруссию. Там с помощью специально обученных людей, имеющих доступ к информационной базе регистрации транспортных средств, она меняет номера агрегатов и документы под "двойника" - автомобиль благополучно эксплуатируемый гражданином Белоруссии, и  далее спокойно продается гражданину РФ и въезжает на территорию России. Машина не проверяется не только потому, что нет единой базы, но и потому, что у государственных органов (таможни, регистрационных отделов ГИБДД) нет обязанности проводить проверку судьбы автомобиля на территории сопряженного государства. Для того, чтобы создать единое информационное поле и проводить проверку нахождения автомобиля на регистрационном учете в режиме онлайн и нужны были принятые особые правила, которые установили сроки и первичные правила для создания единой электронной базы (включая электронные паспорта транспортных средств), которая должна заработать в 2015 году, как прописано в документе. Она, кстати, создается наподобие российской базы регистрации.
По надеждам разработчиков единой электронной базы данных, это упорядочит и налоговую сферу.
Если раньше можно было зарегистрировать мощную машину в регионе с меньшей ставкой, то теперь в этом нет смысла.
Однако эксперт РБК уверен, в этой части законодательство не сработает.
- В принципе особой актуальности для налогообложения данное нововведение не имеет, так как увеличение налоговых ставок, в том числе транспортного налога, характерно для всех регионов РФ, - рассуждает Анатолий Чайкин.- Страны-участницы ТС тоже заинтересованы в пополнении своих бюджетов, следовательно, будут идти (в случае более льготных ставок, чем российские) по пути преемственности, как это происходит во многих отраслях, например в нормотворческой.
"Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов" должно помочь обеспечить свободное обращение автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и других видов техники на территории ТС, пишет "Российская газета". А также упорядочить допуск техники к эксплуатации на территории ТС, обеспечить общие подходы к регистрации, надзору за соответствием конструкции и технического состояния выпускаемой в обращение техники требованиям техрегламентов и другим обязательным требованиям ТС.
Фото: kamazoff.net
РБК