← Коммерческий транспорт

Тягач поедет в пятый класс

С января в России запрещается производство и импорт грузовиков стандарта ниже Евро-5. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" официально вступит в силу 1 января 2015 года. Весь коммерческий транспорт, использующий топливо низкого качества, согласно новому техрегламенту, необходимо оснащать особым прибором, ограничивающим крутящий момент.

С января в России запрещается производство и импорт грузовиков стандарта ниже Евро-5. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" официально вступит в силу 1 января 2015 года. Весь коммерческий транспорт, использующий топливо низкого качества, согласно новому техрегламенту, необходимо оснащать особым прибором, ограничивающим крутящий момент.
"К сожалению, на такую технику в России сегодня низкий спрос, особенно если речь идет о сельской местности и удаленных регионах, где автомобили часто эксплуатируются с большими перегрузками, и они нуждаются в мощном и "оборотистом" двигателе", - сообщил "РГ" исполнительный директор "Хино моторс сэйлс" Юрий Зорин.
В соответствии с техрегламентом с будущего года все выпускаемые и ввозимые в Россию автомобили должны соответствовать стандарту по выбросам вредных веществ Евро-5. При этом документ допускает сертификацию грузовиков и автобусов, использующих низкокачественное топливо, только с функцией ограничения крутящего момента двигателя.
"Использование двигателей с анализатором топлива в соответствии со стандартом Евро-5 создает определенные сложности в эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов за пределами мегаполисов, где используется низкокачественное топливо, - сообщил глава минпромторга Денис Мантуров, - в этом случае происходит автоматическое снижение оборотов двигателя вплоть до его полной остановки. А это чревато серьезными ДТП". А поскольку инфраструктура для использования высококачественного топлива в отдаленных районах еще недостаточно подготовлена, потребитель перестает покупать соответствующую технику Евро-5. По прогнозам специалистов ведомства, отсрочка применения нового техрегламента будет стимулировать обновление автопарка компаний-перевозчиков, и дополнительный заказ на изготовление таких транспортных средств до конца 2014 года вырастет на 15-20%.
"Продажи LCV и среднетоннажной техники грузоподъемностью около 5 тонн в первом полугодии демонстрировали стабильную отрицательную динамику, спад составил около 15-18%. Отсрочка применения нового техрегламента будет стимулировать строительные и транспортные компании обновить свои автопарки в кратчайшие сроки", - заявил директор по послепродажному обслуживанию "Ауди Центр Восток" ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Кирдяшов.
Надо сказать, что не все эксперты транспортного рынка однозначно отнеслись не то что к отсрочке регламента, а к его тотальному внедрению вообще. Введение регламента, считают эксперты, можно было сделать и поступательным, в зависимости от плотности населения и дорожной сети в каждом конкретном регионе. Ведь, согласитесь,
престарелый грузовик, выпущенный еще по нормам Евро-0 или Евро-1, колесящий в красноярской или якутской тайге, нанесет куда меньший вред окружающей среде, нежели новый импортный тягач Евро-5 или 6 в подмосковных Мытищах.
Тем более что вся техника, прошедшая сертификацию и получившая одобрение типа транспортного средства до конца 2013 года, может выпускаться по сертификатам Евро-4 вплоть до окончания 2015 года, правда, с обязательным применением бортовой диагностики двигателя.
И только начиная с 1 января 2016-го вся производимая и ввозимая техника должна уже будет соответствовать требованиям экологических норм Евро-5. Но, как бы то ни было, переход на Евро-5 неминуем.
"РГ" решила выяснить, готовы ли ведущие мировые и отечественные производители к работе согласно новому техрегламенту. Как сообщили "РГ" в "Группе ГАЗ", в 2014 году компания уже получила сертификат, позволяющий продавать "ГАЗель NEXT" Евро-5 в странах ЕС. Такое же разрешение получено на продажу полноприводных автомобилей "ГАЗель БИЗНЕС" и "Соболь БИЗНЕС".
На Ярославском моторном заводе "Автодизель" открыт ряд проектов по созданию двигателей экологического класса Евро-5, а на Ульяновском моторном заводе завершено создание бензинового двигателя EvoTech стандарта Евро-5, проводятся испытания.
"Iveco перешла в России на стандарт Евро-5 в 2012 году, а отдельные виды коммерческого транспорта стали доступны с двигателями стандарта EEV, которые на тот момент превосходили действующие нормы по токсичности выхлопа и экономичности, - сообщил директор по маркетингу компании "Ивеко Руссия" Дмитрий Швед, - фактически мы имели возможность предложить технику Евро-5 начиная с 2006 года, когда автомобили Iveco этого класса появились в Европе. Доля коммерческих автомобилей Iveco класса Евро-5 в России сегодня составляет около 40%, оставшиеся 60% приходятся на Евро-4. При этом вся техника под брендом Iveco, реализуемая в России, может быть предложена в стандарте Евро-5".
"В целом применение Евро-5 можно считать весьма прогрессивным решением России с точки зрения защиты окружающей среды. В Европе требование Евро-5 было введено в 2008 году, а с начала 2014 года действует гораздо более жесткий норматив Евро-6 для всех впервые регистрируемых грузовых автомобилей, - говорит менеджер департамента поддержки продаж компании "Скания-Русь" Сергей Котов, - Scania начала производство грузовых автомобилей с моторами Евро-5 в 2006 году. Доля грузовых автомобилей Евро-5 в общем объеме продаж Scania во всем мире составляет около 49%".
"Мы начали выпускать малотоннажные автомобили с двигателями Евро-5 с середины 2012 г. И сейчас все импортируемые в Россию малотоннажные автомобили укомплектованы двигателями Евро-5. Единственный автомобиль в малотоннажной линейке с двигателем Евро-4 - это Sprinter Classic. В соответствии с российским законодательством производство двигателей Евро-5 для Sprinter Classic планируется запустить в январе 2016 г.", - заявил "РГ" вице-президент по малотоннажным автомобилям "Мерседес-Бенц РУС" Сорен Хезе.
Как видим, проблем с выпуском и импортом коммерческих автомобилей Евро-5 возникнуть не должно. Главное, чтобы они не появились, когда грузовики высокого экологического класса "хлебнут" российской солярки, качество которой явно не соответствует тому, что рекомендуют заводы-изготовители для своих ТС.
"Производители топлива также должны поспевать за автоиндустрией не только на бумаге, но и в реальной жизни. Сейчас солярка официально уже должна соответствовать стандарту Евро-5, но из-за отсутствия должного контроля со стороны самих производителей и государства заправочные станции могут легко реализовывать некачественный товар, разбавляя топливо различными примесями, которые негативно сказываются на работе двигателя и приводят к серьезным поломкам. Поэтому мы рекомендуем организовывать выездные проверки заправочных станций и еще более ужесточить ответственность за реализацию "разбавленного" дизеля. Контроль должен осуществляться крупными нефтяными компаниями и государственными корпорациями, которые дорожат своим имиджем и всегда ответственно относятся к качеству своей продукции", - считает Юрий Зорин.
Как сообщили автопроизводители,
количество обращений в сервис из-за отказов двигателей по причине несоответствующего топлива минимально, но случаи такие есть.
Так, у грузовиков "Ивеко", чьи моторы максимально адаптированы к российским реалиям, потребление дизельного топлива низкого класса вызывает в основном его повышенный расход. Это неприятно, но, как говорится, некритично. Scania же предлагает российским потребителям моторы, уже приспособленные для работы на топливе с высоким содержанием серы - они ввозятся из Швеции и Нидерландов, а также строятся непосредственно на заводе "Скания-Питер" в Санкт-Петербурге. А вот покупатели, завозившие подержанные автомобили Scania из Европы в частном порядке, не раз сталкивались с проблемами преждевременного выхода из строя двигателей из-за того, что те не предназначены для эксплуатации на высокосернистом топливе.
Но пока Россия только готовится к тотальному применению в автоперевозках грузовиков класса Евро-5, Старый свет уже давно эксплуатирует транспорт стандарта Евро-6. И некоторые автопроизводители готовы уже сейчас поставлять в Россию такие автомобили.
Так, на европейском рынке сегодня представлен целый ряд автомобилей "Мерседес" с двигателями Евро-6. А вышедший в этом году новый V-класс и новый Vito, который появится на российском рынке в ноябре, уже идут с двигателями Евро-6. Производство автомобилей Scania c моторами Евро-6 началось еще в 2012 году. Сейчас выпускаются автомобили с двигателями Евро-6 второго поколения, среди которых имеется мотор, позволяющий применять топливо с высоким содержанием серы. "При возникновении спроса мы готовы предложить для российских покупателей автомобили Евро-6 с двигателями мощностью 450 л.с. начиная с 2015 года", - сообщил "РГ" Сергей Котов.
Начинает подготовку к разработке легких коммерческих автомобилей, автобусов и двигателей экологического стандарта Евро-6 и "Группа ГАЗ". Пока в первую очередь для экспортных рынков, поскольку понимания, когда в РФ будут введены нормы Евро-6, пока нет.
Фото: mascus.ru
Российская газета