Федеральная антимонопольная служба возбудила уголовное дело против ряда нефтяных компаний. Их подозревают в необоснованном росте цен на бензин. Предполагается, что нефтяники манипулировали на бирже, из-за чего оптовая стоимость топлива возросла на 20%. А это потянуло за собой и розницу. Поможет ли это хоть как-то обуздать растущие цены на топливо?
"Вот заставляют нефтяные компании - продавайте на бирже, чтобы открытый рынок был, чтобы была конкуренция, а они выставляют 2, 3-5% на биржу - и покупайте, пожалуйста. Как только аффилированная или не аффилированная фирма приходит и оптом этот заказ втридорога покупает, то есть, на бирже получается еще выше цена, чем у производителей. ФАС не удалось это преодолеть, но я считаю, что они в правильном направлении", - рассуждает депутат Госдумы Михаил Сердюк.
1 января АИ-92 стоил 30, 57р;
24 сентября - 33, 92р;
17 октября - 34, 31р;
24 октября - 34, 82р.
И аналогично АИ-95 - 33, 58р; 35,71р; 35, 98р; 36, 36р.
Скачок цен ощутили на себе и сургутяне. По данным местной администрации, в среднем на городских автозаправках цена на 92-й бензин буквально за октябрь выросла почти на рубль. Всего же с начала года бензин набрал по 3-4 рубля в зависимости от марки. Это самый существенный рост за последние годы. Связывают подобную динамику эксперты с разными явлениями. Одни - с дефицитом топлива на российском рынке, другие с общей экономической ситуацией в мире, падением рубля. Но что может стоять за этими причинами? И сколько мы будет платить за бензин в следующем году?
На сургутских заправках каждый день - удивленные клиенты. На некоторых 95-й подорожал уже до 36 с половиной, а дизель - до 37 рублей! Рост стоимости топлива теперь замечают даже те водители, которые раньше и не запоминали, сколько именно платят за литр бензина.
"Цены в течении 2-3 дней поднялись на рубль, что ли, на заправках, по карману чувствуется это все дело"
"Если раньше я на тысячу заправлял бак, сейчас на полторы его заправляю. Вот и разница вся, в течении полугода"
"Нефть дешевеет, а бензин все выше и выше"
Как это ни парадоксально, эксперты видят причину как раз в том, что и добычей нефти, и производством бензина занимаются одни и те же компании. И если в одном сегменте бизнеса убытки, недостающую прибыль они постараются получить в другом. Формула проста. Подешевела нефть - значит, будет дорожать бензин.
"У них есть нормы доходности, с которой они должны заплатить налог на прибыль и все налоги. И не важно, что происходит с ценой, составляющей себестоимость - норма прибыли должна оставаться неизменной. Соответственно, если падает норма прибыли, повышаем цену реализации. И ни к какому формату себестоимости это не привязано,это привязано к плановым поступлениям в бюджет. К сожалению, это не рыночная экономика, это такое квазирыночное образование", - поясняет генеральный директор Сургутской ТПП Владимир Болотов.
В стоимости бензина больше половины суммы - это налоги и акцизы. По большому счету, именно на деньги, собранные с нефтяных компаний, государство успешно выполняет свои социальные обязательства. Содержит больницы, школы, платит пенсии. И получается с нефтяников - "вынь да положь"! Хочешь - не хочешь, нужную сумму они должны собрать. Причем, малому бизнесу при этом достается даже посильнее, чем рядовому потребителю. Предприниматели, в основном, пользуются дизельным топливом. И вот уже дизель, который еще несколько лет назад был самым дешевым, стоит дороже 95-го бензина.
Предприниматель Владислав Шерин занимается междугородними перевозками. За 10 лет хорошо прочувствовал все взлеты и падения цен на топливо.
Резкий подъем начался в 2011 году. Железнодорожные перевозки тогда резко подорожали, возить товары фурами сразу стало выгоднее, чем поездом. А следом за этим, будто по совпадению, взлетел в цене и дизель.
"Именно дизтопливо для грузовых автомобилей, потому что оно больше используется, его потребление больше, чем потребление всех остальных бензинов вместе взятых. Потому что, весь грузовой транспорт, естественно, ездит на солярке, - рассказывает предприниматель. - Если железнодорожники начали что-то "выкруживать", повысился спрос на автомобильный транспорт, значит можно поднять топливо. Все равно ты его будешь покупать и никуда не денешься".
Отчасти дизельное топливо взяло на себя и обязательства, которые возлагались на доходы отпродажи бензина, говорят некоторые эксперты. Так, например, бывают периоды, когда цены на бензин поднимать нежелательно. И тут отдуваться приходиться потребителям дизеля.
"Это гипотеза, ее сложно проверить какими-либо математическими моделями, - считает заведующей лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса ИНП РАН Валерий Семикашев. - Смысл в том, что перед какими-то выборами президента последними нефтяные компании держали достаточно низкий темп роста цен на бензин. А по дизелю он был выше".
Если раньше не церемонились с транспортными компаниями, то теперь ситуация такова, что цены растут и для рядовых потребителей - обычных водителей с личным транспортом. Государство готовится снова повысить акцизы, на один рубль за литр. Это притом, что и без того
в комитете Госдумы по энергетике прогнозируют рост стоимости топлива в следующем году до 50 рублей за литр.
Последнее связывают это с налоговым маневром Минфина. В рамках соглашения о Евразийском экономическом союзе Россия должна снизить экспортные пошлины на нефть. Компенсировать потери планируют проверенным способом.
"Вопрос: откуда взять деньги, чтобы и восстанавливать запасы, и обеспечивать соответствующие поступления в бюджет? Поэтому, честно, для меня не интересно НДПИ, акцизы, налог на прибыль, льготы по земле. Я знаю одну простую вещь. Мы с вами будем платить необходимую сумму, чтобы обеспечить норму доходности нефтяной компании", - уверен Владимир Болотов.
Так что уже в следующем году нынешнее повышение может показаться мелочью. Государство при этом - как ловкий фокусник. Возьмет деньги из одного кармана потребителя в виде акцизов на топливо, и положит в другой карман потребителя, в виде социальных услуг. И при этом выполнит все свои обязательства.
Фото: tvoysurgut.ru