Все автомобили, сертифицированные в России после 1 января 2015 года, должны будут оборудовать системой экстренного реагирования при ДТП ЭРА-ГЛОНАСС. Как выяснили "Известия", передаваемые этой системой данные будут кодироваться с помощью средств криптографической защиты. Таким шифрованием страховщики пытаются защититься от махинаций с упрощенным оформлением аварий по европротоколу - с 2016 года данные устройств "Эры" будут единственным подтверждающим источником фактов ДТП. Однако пострадают автовладельцы: программную часть криптосредств - электронную подпись - нужно будет регулярно обновлять за дополнительную плату.
"Есть такое дело"
О том, что "Эра" получит криптозащиту, "Известиям" сообщили несколько источников в автобизнесе.
- В одной из фирм-разработчиков "Эры" посоветовали не торопиться с установкой устройств, потому что сейчас готовят внедрение в нее средств криптозащиты, - сообщил сотрудник одной из российских автокомпаний.
В НИИ автомобильного транспорта России - структуре Минтранса, непосредственно ответственной за разработку "Эры", - "Известиям" подтвердили эту информацию.
- Насчет средств криптозащиты - да, есть такое дело, - сообщили в пресс-службе НИИ, не предоставив расширенного комментария.
Причиной появления криптозащиты в системе экстренного реагирования может быть желание правительства вернуть затраченные средства.
- Это дополнительная коммерциализация проекта, потому что через различные организации в "Эру" уже столько вбухано из бюджета и деньги эти нужно как-то отбивать, - предположил источник "Известий", близко знакомый с ситуацией. В НАМИ (ФГУП "Центральный научно-исследовательский и автомоторный институт") уточнили, что защита данных потребовалась страховщикам.
- Сейчас есть требования к "Эре" - как по встроенным техническим решениям, так и по инсталлируемым. Там разговор про криптозащиту не идет, но это <требование о защите информации> включили в закон об ОСАГО. Поэтому если мы хотим оформлять ДТП без вызова ДПС с использованием ГЛОНАСС (по европротоколу. - "Известия"), то у нас должна быть криптозащита. Но это исключительно об ОСАГО разговор, - сказал "Известиям" замглавы автомобильного института НАМИ Денис Загарин (отвечает за международную гармонизацию "Эры").
Во Всероссийском союзе страховщиков посоветовали обратиться непосредственно в Российский союз автостраховщиков (РСА). Оказалось, что сами автостраховщики не осведомлены о готовящихся переменах.
- Насколько я знаю, ни о каком средстве криптозащиты в правовых нормах речи не идет. В постановлении правительства прописана обязанность предоставления страховщику некорректируемой информации. Только в этом случае может идти речь о подтверждении обстоятельств аварии, - сообщил представитель РСА.
С 1 октября 2014 года автомобилисты по меньшей мере четырех регионов (Москва, Санкт-Петербург и их области) могут рассчитывать на максимальный лимит компенсации по европротоколу ? 400 тыс. рублей. За это они обязаны предоставить страховщикам фото и видеозаписи ДТП без вызова гаишников при условии подтверждения координат ДТП с помощью аппаратуры глобального спутникового позиционирования. Планируется, что с 1 января 2016 года эта практика будет расширена на другие регионы страны. Как писали "Известия", страховщики переживают в ожидании роста мошенничества, поскольку оборудование ничем не защищено от постороннего вмешательства. В постановлении правительства от 1 октября (№ 1002) указано, что "координаты местоположения технического средства контроля должны определяться с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или технологий иных глобальных спутниковых навигационных систем". Делается упор на то, что устройство должно обеспечивать "некорректируемую регистрацию информации".
В устройства встроят ЭЦП, которая больше года не выживает
Страховщики затруднились объяснить, что для них будет доказательством некорректированной информации. В НП ГЛОНАСС (федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности) отметили, что причины появления криптографических средств уже зафиксированы в самом законе "О государственной автоматизированной информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС" (от 28 декабря 2013 года) и это прямо не связано со страхованием.
? Устройства вызова экстренных оперативных служб, не обеспечивающие некорректируемость информации, не будут удовлетворять требованиям законодательства РФ, ? указала Екатерина Кочергина, заместитель президента по правовым вопросам НП ГЛОНАСС. По ее словам, порядок обеспечения некорректируемости информации позже будет установлен нормативными правовыми актами, которые находятся в стадии разработки. О том, как криптография может быть реализована в части страхования, рассказал Евгений Мейлихов, заместитель директора НП ГЛОНАСС по развитию "Эры".
- Если водитель планирует использовать терминал "Эры", например, для получения выплат от страховых компаний при ДТП, оформленных по европротоколу, то одним из возможных вариантов обеспечения некорректируемости является использование в устройстве SIM-карты, позволяющей создавать электронную цифровую подпись (ЭЦП). Цифровая подпись позволит предотвратить возможные мошеннические действия по изменению информации об автомобиле, месте и характере ДТП, - пояснил он.
В то же время эксперты уверены, что криптографическая цифровая подпись в такой сфере - вещь для России совершенно новая - и соответствующей инфраструктуры для этого пока нет.
- Если будет спрос, то инфраструктуру создадут достаточно быстро. Тем не менее пока это не массовая вещь, - отметил Анатолий Миклашевич, исполнительный директор некоммерческого партнерства "Разработчики и операторы систем электронных услуг" (РОСЭУ). По его мнению, на ведомственное согласование устройств уйдет от 6 месяцев до 1 года.
Для автомобилистов нововведение грозит очередной головной болью из-за ограниченного срока действия электронной подписи - два раза в год нужно менять резину, раз в сезон, скорее всего, понадобится менять электронную подпись.
- Электронная подпись живет один год, затем ее нужно обновлять. Ведь поскольку это криптографический файл, его могут попытаться взломать,
- разъяснил Миклашевич.
По его словам, хозяин автомобиля должен будет регулярно самостоятельно обновлять цифровую подпись в удостоверяющем центре либо прибегать к услугам посредников.
Обновление электронной подписи стоит порядка 2 тыс. рублей в год:
Миклашевич пояснил, что минимальный пакет включает услуги оператора по техподдержке.
Терминалы "Эры" тоже подорожают
Сам же прибор благодаря таким изменениям может подорожать вдвое: в России уже есть пример, когда после введения криптографии для тахографов дальнобойщиков последовало удорожание аппаратуры.
- Были тахографы без блока криптозащиты аналогичного производства, они действительно были дешевле в среднем на 4-5 тыс. рублей, - рассказал Игорь Ельцов, ведущий менеджер по продажам компании "Тахограф".
В то же время 9 октября вице-президент НП ГЛОНАСС Евгений Белянко заявлял, что индикативная цена на оборудование "Эры" для одного легкового автомобиля составляет 4-5 тыс. рублей. Таким образом, ценник за весь продукт может приблизиться к 8-9 тыс. рублей без учета монтажа и наладки.
Впрочем, непосредственные производители оборудования предостерегают от прогнозирования цен.
- На сегодняшний момент невозможно сопоставить стоимость средства криптозащиты для тахографов со стоимостью криптозащиты для терминалов "Эры". Более того, их стоимость, как и стоимость других электронных компонентов, зависит от объемов выпуска, от количества поставщиков на рынке и конкуренции между ними, - рассказал Антон Красилов, технический директор компании Fort Telecom.
Еще одна проблема при введении криптозащиты для "Эры" возникает из-за того, что уже с 1 января 2015 года все впервые сертифицируемые в России автомобили обязаны иметь оборудование "Эры" (на автомобили, сертифицированные и выпущенные ранее, эти требования не распространяются). Однако никакого решения на этот случай у правительства пока нет.
- Готовых к производству и прошедших сертификацию терминалов "Эры" со средствами криптозащиты на сегодняшний момент нет. По нашим оценкам, для оснащения терминалов "Эры" Fort Telecom блоками криптозащиты может потребоваться около 3 месяцев. Однако
на сегодняшний момент нет официальной информации ни об обязательности комплектации терминалов "Эры" криптозащитой, ни о сроках оснащения терминалов ими,
- сказал Красилов.
Автокомпании отложат сертификацию новых машин в России
Таким образом, для корректной работы "Эры" в рамках европротокола владельцам абсолютных новинок 2015-го модельного года придется привезти свой автомобиль на модернизацию оборудования. Из-за подобных накладок некоторые автокомпании решили повременить с переходом на российскую систему экстренного реагирования. В компании Subaru "Известиям" сообщили, что до конца 2014 года получат одобрение типа транспортного средства на Legacy и Outback, а в 2015 году новые машины японская компания сертифицировать не будет.
- Мы пока подождем и посмотрим, как "Эра" вводится в действие, когда появятся нормальные испытательные лаборатории и условия для работы программы, тогда и займемся этим, - сообщил руководитель сервисного департамента компании Subaru Сергей Ершов.
"Эра" благодаря мобильной связи в ручном либо автоматическом режиме при ДТП связывается со службой спасения. При этом оператор службы сразу же получит точные координаты пострадавшего автомобиля. Пионерами продвижения подобных систем стали автопроизводители. К примеру, компания BMW, концерн PSA Peugeot Citroen и Volvo одними из первых начали предлагать "аварийные кнопки" для некоторых моделей. На правительственном уровне аналогичные системы развиваются по всему миру. В Евросоюзе запуск системы eCall ожидается в 2017-2018 годах, процесс пока продвигается медленно из-за необходимости согласовывать формат со всеми 28 странами ЕС. В США эта технология развивается как дальнейшее совершенствование службы "911". В Японии многие производители интегрируют систему Help Net в базовое оснащение автомобилей. В Бразилии похожая инновация поначалу была направлена на борьбу с угонами, но позже добавилась и функция оповещения о дорожном инциденте.
Фото: sql.madom-meble.nazwa.pl