← Автомобильные грузоперевозки

ЕАЭС не оправдал надежд белорусских автоперевозчиков

Автотранспортные услуги обеспечивают 23% положительного сальдо торговли услугами Беларуси и по этому показателю уступают только трубопроводному транспорту. "Сегодня можно сказать, что Беларусь сильно прибавила в развитии этого сектора", - отметил председатель БАМАП Николай Боровой в ходе дискуссий на Белорусской транспортной неделе. Если в 1992 году объем поступлений иностранной валюты от экспорта автотранспортных услуг составлял 26 млн. USD, то "сегодня мы преодолели 1 млрд. USD и движемся дальше", констатировал он.

В целом 90% международных перевозок, которые осуществляют белорусские автоперевозчики, приходится на десять стран, среди которых Россия, Польша, Германия, Литва, Украина, Бельгия, Нидерланды.
При этом 80% всех перевозок осуществляется в двустороннем сообщении в/из Беларуси, еще 15% - в/из третьих стран.
Ежегодно по территории Беларуси перемещается порядка 27 млн. тонн грузов (в том числе транзит составляет 16 млн. тонн).
Иностранные перевозчики обслуживают 18 млн. тонн, наиболее активны в Беларуси автоперевозчики из России, Польши и Литвы. Белорусские автоперевозчики ежегодно осуществляют порядка 600 тыс. поездок и перевозят 9 млн. тонн (ежегодно объем прирастает на 15-20%).
Главная задача, которая стоит перед перевозчиками, - техническое обновление.
"Нам понадобилось 20 лет, чтобы накопить инвестиции, пусть и небольшие, которые можно вложить в обновление парка", - отметил Н. Боровой.
Общий автопарк белорусских перевозчиков превысил 14 тыс. транспортных средств, из которых более половины соответствуют стандартам "Евро-4" и "Евро-5".
"Белорусский сектор международных автотранспортных перевозок является одним из самых "зеленых" среди своих конкурентов и соседей", - заметил Н. Боровой.
Однако если в 2012 году белорусские перевозчики направили на обновление парка 150 млн. EUR, и тогда было приобретено 1,66 тыс. машин, то в этом году пока закупили чуть более 400 машин. Н. Боровой объяснил это общей ситуацией на рынке, вызванной замедлением мировой экономики.
Среднесуточный пробег белорусского автотранспорта растет, но медленно: сегодня он должен быть как минимум 700 км в сутки против 300 км в настоящее время.
"Работа логистики, интеллектуальных транспортно-логистических центров помогла бы решить эту проблему. Мы говорим о современном механизме управления цепочкой поставки товаров", - подчеркнул Н. Боровой.
По его словам, нужно "облагородить транспортные коридоры интеллектуальной начинкой", проанализировать существующие цепочки движения товаров от производителя продукции до грузополучателя, чтобы найти "узкие места, которые мешают повышению эффективности нашей работ".
Для ускорения движения товаров, снижения расходов важно также создать условия эффективной переработки грузов в транспортно-логистических центрах, подчеркнул Н. Боровой.
Сдерживает развитие рынка транспортных услуг разрешительная система в ЕЭП: она не создает условий для равной конкурентной борьбы, подчеркнул глава БАМАП.
"Хотя, когда мы создавали ЕАЭС, то хотели, чтобы грузы свободно передвигались внутри союза, чтобы на этом рынке были представлены мировые компании, чтобы страна поднялась на более высокую ступеньку по уровню развития логистики", - отметил Н. Боровой.
Сейчас белорусские автоперевозчики расширяют свое присутствие на рынках Средней Азии и кавказского региона. "Наши перевозчики прилагают усилия, чтобы оживить торговлю в этом направлении, заполнить незагруженные дороги. Там мы видим будущее развития нашего транспорта", - отметил председатель ассоциации.
Фото: adt.by
Белорусы и рынок