Двигатель внутреннего сгорания - элемент, без которого "жизнь" любого автомобиля трудно представить. Изменение его технического состояния в процессе эксплуатации связано с рядом причин, в том числе и с износом рабочих поверхностей базовых деталей. Наиболее часто нормально функционировать силовому агрегату мешают такие "недуги", как износ коренных опор и колец, прогар клапанов. О том, как ремонтируют грузовые двигатели в сервисном центре под Минском, - репортаж портала "Грузовой.ру".
Для того чтобы взглянуть, где, а главное, как ремонтируют двигатель автомобиля, журналисты портала "Грузовой.ру" приехали в транспортно-логистический центр "Белмагистральавтотранс", расположенный недалеко от Минска. Именно здесь находится крупнейший сервисный центр по ремонту и обслуживанию грузовиков Volvo, специалисты которого прошли обучение в учебных центрах Volvo. Собственный парк предприятия насчитывает 150 машин, но, как утверждают специалисты, ремонтировать свои машины приходится крайне редко. 85% ремонта - ремонт автомобилей клиентов.
Самый первый совет, который дал нам главный инженер "Белмагистральавтотранс" Вячеслав Годлин, - это обращать внимание на класс СТО: "Сервисный центр класса "А" может выполнять, в том числе и гарантийное обслуживание. Почему нельзя экономить на СТО? Дело в том, что на сегодняшний день существует огромное количество электронных блоков, запрограммировать которые можно только непосредственно связавшись с заводом и запросив заводские параметры. Сертифицированные сервисные центры такую возможность имеют", - пояснил он.
Вообще, конечно, ремонт авто вполне можно сравнить с хирургической операцией. Да что говорить, лучше посмотрим.
Вердикта диагноста водители обычно ожидают в отдельном помещении. Клиент рассказывает о проблемах, после чего собственно и происходит компьютерная диагностика. Идем дальше, чтобы посмотреть, что же творится в "операционной".
Сегодня "больных" не так много. Одно авто проходит плановое ТО, шинам второго углубляют протекторы, третий ждет ремонта редуктора. А вот что с четвертым нам и предстоит разобраться!
Что ремонтируем?
Volvo FH 2008 года, двигатель D13C 400 л.с. Жалобы на металлический стук в двигателе. По результатам диагностики требуется замена поршневой группы и отдельных клапанов головки блока цилиндров.
Практическая работа специалистов СТО (а их в смене 5-6 человек) начинается с маленькой комнатки. Нет, не то подумали! В этой комнатке находятся ценнейшие приспособления - инструменты. Здесь есть 2 блока: один с инструментами и другой с нумерацией. Если специалист взял инструмент, то на его место обязан повесить бирку с номером, чтобы коллеги были в курсе, у кого какой инструмент находится.
После того, как нужный инструмент найден, направляемся к грузовику. "Процесс замены клапана - достаточно кропотливая работа, - рассказывает механик сервисного центра, финалист международного конкурса профмастерства компании Volvo Вячеслав Ткачев, - Для замены или ремонта механизма привода клапанов необходимо снять головку блока в сборе. Эту работу лучше всего поручить квалифицированному механику, поскольку существует риск повреждения самой головки".
Постепенно откручивая каждую гаечку, снимаем головку блока цилиндра. Да, скажу я вам, действительно непросто! После нехитрых манипуляций, которые, к слову, Вячеслав Ткачев делал достаточно быстро и уверенно, мы добрались до возможной причины поломки: клапанов (их в нашей модели 24). Теперь каждый клапан осматривается на наличие коррозии, прогоревших мест, трещин и признаков износа. Проверил механик и штоки клапанов. "В нашем случае обнаружен прогоревший клапан, который необходимо заменить. Остальные находятся,так сказать, в удовлетворительном состоянии, поэтому менять мы их не будем", - диагностировал специалист. - Важно после каждого вмешательства в клапана притирать их специальной пастой. Нужно это для того, чтобы клапана прилегали плотно к седлам, без зазоров".
Перевернув головку блока цилиндров (лучше предварительно подложить под них деревянные брусья), механик начал притирку клапанов. Еще один совет от специалиста:
"Не нужно тереть клапаны что есть силы. Главный показатель здесь - цвет поверхности седла.
Он должен быть чуть светлее цвета асфальта. Если мастер перестарается, то может образоваться нежелательное углубление седла".
Стройтесь, поршни, стройтесь в ряд!
"В большинстве случаев поломки такого рода могут происходить по нескольким причинам. Самый главный - человеческий фактор. Скорее всего, пробег у машины достаточно большой и проблемы с силовым агрегатом к такому "возрасту" вполне могут быть, - поясняет Вячеслав. - Предотвратить их можно только вовремя пройденным ТО. Второй предполагаемой причиной могло послужить использование некачественного топлива. Также причинами могли стать большой износ направляющей втулки клапана (клапан шатается в направляющей втулки) или повреждение штока клапана".
Наконец, клапана отремонтированы. Можно заводиться и в путь! На все про все у нас ушло примерно 5 часов. После проведенного ремонта, остается лишь собрать двигатель в исходное состояние и все! Можно смело отправляться в дальнюю дорогу.
Чем чревата поломка?
Четырехтактный двигатель работает по принципу: пуск - сжатие - рабочий ход - выпуск. Топливо воспламеняется от сжатия и создаваемого давления. Если клапан прогорел, в нем, попросту говоря, образуется дырка, которая будет выпускать топливно-воздушную массу. Помимо неприятных стуков такая поломка чревата большим расходом топлива, поскольку силовой агрегат не сможет вырабатывать свою номинальную мощность. Но
самое страшное - будет выгорать седло клапана. И если седло сильно выгорит, то придется менять и саму головку.
Встречался специалистам компании и вариант, когда отколотый кусок клапана попадал в цилиндр. В таком случае пострадала не только головка блока цилиндра, но и поршень.
Что делать, чтобы предотвратить поломки. Советы профессионалов
Для седельных тягачей, занятых на международных и междугородних перевозках, проходить ТО рекомендуем через каждые 75 000 км. Промежуточные ТО (так называемые ТО-1) лучше проходить через каждые 25 000 км. Это сведет аварии по причинам технического характера к минимуму.
Не экономьте на масле. В условиях пониженных температур (наша полоса относится именно к такой зоне) лучше использовать синтетические или полусинтетические масла, которые при низких температурах не теряют вяжущих свойств и, следовательно, двигатель заводится легче. Каждый производитель авто дает свой допуск по маслу. У Volvo - это VDS 3 (для Евро-3) и VDS 4 (для Евро-5). Какая марка - не столь важно, главное соблюдать допуск. Если говорить о работе в условиях зимы (до минус 30), хорошо себя зарекомендовало масло 10V40.
Менять масло советуем каждые 75 000 км (кстати, минимум для Европы - 120 000 км). Если пренебрегать этим простым правилом, можно накликать проблемы с двигателем. Ведь сера, содержащаяся в топливе, неизбежно смешивается с маслом и ухудшает его свойства.
Фото: gruzovoy.ru