Практически все мировые морские перевозчики контейнеров имеют отрицательные показатели операционной рентабельности. Этим могут воспользоваться железнодорожные компании, чтобы нарастить свою долю в этом виде перевозок.
Согласно анализу и пронозу международного агентства Fitch Rating, в первом полугодии 2014 года на рынке морских контейнерных перевозок наблюдалось устойчивое снижение фрахтовых ставок, что, естественно, является негативным моментом для судовых компаний. В такой ситуации на первый план выходит способность компаний снижать собственные издержки быстрее, чем падают ставки. Но мало кому это удалось.
"Всего лишь две компании - CMA CGM и Maersk Line - по итогам первого полугодия показали операционную прибыль, - говорит старший директор аналитической группы по энергетическому и транспортному сектору Европы Fitch Rating Ангелина Валавина. - Большинство же компаний показывают операционный убыток. При этом все попытки морских перевозчиков повысить фрахтовые ставки не увенчались успехом. Мы ожидаем, что финансовые показатели у них будут слабыми".
Fitch Rating не ожидает улучшения ситуации и в следующем году. По прогнозу ставки останутся на том же уровне при довольно высокой волатильности. Интересно, что при всех негативных моментах для компаний спрос на морские контейнерные перевозки растет в этом году (будет +4-5%) и на столько же вырастет в следующем.
Разумеется, компании всеми средствами борются за эффективность. Создают альянсы и просто совместные группы для улучшения экономики перевозок. Положительную роль здесь может сыграть снижение цен на топливо. Однако все перечеркнет дисбаланс по вводу новых судов:
в этом году перевозочные контейнерные мощности увеличатся на 7%, в то время как рост перевозок будет ниже.
Это неизбежно будет давить на фрахтовые ставки, снижая эффективность перевозок. А слабые финансовые показатели не дадут проявлять значительную гибкость в предложениях.
Более позитивно оценивается рынок железнодорожных контейнерных перевозок, даже несмотря на то, что в целом у рейтингового агентства негативные прогнозы по железнодорожному рынку из-за уменьшения фундаментальных показателей роста промышленности и ВВП.
Как полагает директор аналитической группы по энергетическому и транспортному сектору Европы, Ближнего Востока и Африки Fitch Rating Оксана Згуральская,
перевозки контейнеров растут сейчас и будут расти в среднесрочной перспективе, поскольку уровень контейнеризации в России всего лишь 4,5%.
В Европе этот показатель составляет порядка 15%, а в США - 18%.
"На контейнерные перевозки между Европой и Азией положительно повлияет создание Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), мы ожидаем, что это увеличит транспортный поток", - говорит Оксана Згуральская.
Большого эффекта от создания ОТЛК и логистической деятельности GEFCO ожидают и в "РЖД". Как сообщил заместитель начальника департаментакорпоративных финансов "РЖД" Павел Ильичёв,
сейчас рост контейнерных перевозок составляет 11%.
"По показателям шести месяцев этого года GEFCO на первом месте среди наших ДЗО по росту выручки, - говорит Павел Ильичёв. - И в 2015 году компания будет расти быстрее рынка. Также мы получим дополнительный эффект от роста валюты, ведь ее выручка находится в зоне евро. На баланс GEFCO будут приобретаться и другие необходимые логистические активы".
Кроме того, Павел Ильичёв сообщил, что уже в 2015 году ОТЛК покажет первые результаты своей деятельности и это также принесет доходы холдингу "РЖД".
Несмотря на то, что у железнодорожников есть хорошие перспективы увеличить свою долю рынка на направлении Европа-Азия, конкуренция будет обостряться. Морские перевозчики контейнеров обновляют флот, в этой сфере заметна тенденция использования всё более мощных судов, что повышает эффективность. Но у железнодорожников, в свою очередь, есть большой потенциал в сфере снижения административных барьеров на границах и в упрощении работы с перевозочными документами.
Фото: seatruth.com
Гудок