← Коммерческий транспорт

КАМАЗу несладко - и МАЗ в масле не катается

"КАМАЗ" с 24 ноября перешел на режим четырехдневной рабочей недели. Компания приняла соответствующее решение в связи с кризисными явлениями на автомобильном рынке и падением продаж компании, которые в октябре "просели" почти на 25%. Продолжает "проседать" на рынке России и продукция одного из основных конкурентов КАМАЗа - МАЗа. Однако, международные санкции в отношении России дают белорусскому гиганту шанс наладить сбыт на новых для себя рынках.

Как сообщил представитель ОАО "КАМАЗ", приказ о переходе на четырехдневную рабочую нееделю подписан сроком на полгода с возможностью пересмотра каждый месяц. Если компании поступит заказ, потребующий ускорения темпов производства, предприятие вернется к 5-дневной рабочей неделе.
Российский рынок грузовых автомобилей в РФ снизился в январе-октябре 2014 года на 18,7% до 73,049 тыс. машин.
В октябре снижение составило 26,7% до 7,281 тыс. машин, сообщало аналитическое агентство "Автостат".
Лидерство в сегменте имеет ОАО "КАМАЗ", однако его продажи просели за отчетный период на 13,6% до 21,9 тыс. грузовых автомобилей, в октябре падение составило 24,7% до 2,013 тыс. единиц.
КАМАЗ занимает 16-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и 8-е место в мире по объему выпуска дизельных двигателей. В состав технологической цепочки группы входят 11 крупных заводов автомобильного производства и подразделений вспомогательного цикла.
Крупнейшим акционером КАМАЗа является ГК "Ростех" (контролирует 49,9% акций), среди прочих акционеров - зарегистрированное на Кипре Avtoinvest limited (20,81%), и кипрское Decodelement Services Limited (2,73%).
Оба офшора представляют интересы бывшей "Тройки диалог". Также среди акционеров - германский автоконцерн Daimler (15%), американская KAMAZ International Management (4,25%) и ООО "Финансово- лизинговая компания "КамАЗ" (3,72%).
Как ранее сообщалось UDF.BY, КАМАЗ объявил26, 27 и 28 ноября днями простоя, говорится в сообщении компании.
"В связи с нестабильной ситуацией на рынке тяжелых грузовиков и для недопущения затоваривания складов готовой продукции 26 и 27 ноября объявлены на КАМАЗе днями простоя с оплатой в размере двух третей средней заработной платы. Также в соответствии с приказом о 4-дневной рабочей неделе 28 ноября будет нерабочим днем", - говорится в сообщении компании.
Но белорусам не следует особо радоваться из-за неприятностей соседей.
Продукция одного из основных конкурентов КАМАЗа - МАЗа - продолжает "проседать" на рынке России, однако, из-за международных санкций может получить новых покупателей на рынках третьих стран.
За девять месяцев текущего года на российском рынке было продано 52,4 тысячи грузовиков МАЗ полной массой 14-40 тонн. Это - на 8,8% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Вместе с общими продажами продолжила падение доля МАЗа. После некоторой стабилизации в начале текущего года (в 2013 году доля белорусского производителя составляла 9,3%, а в 1 квартала 2014-го - 11,3%) МАЗ продолжает терять позиции. В первом полугодии 2014 года его доля сократилась до 10,4%, а по итогам 9 месяцев - уже до 10,1%.
Почти половина из проданных в России с января по сентябрь грузовых автомобилей - 22 707 единиц - пришлась на КамАЗ (доля 43,3%), который является одним из основных конкурентов МАЗа. Однако аналитики российского производителя скептичны в оценках перспектив. По их мнению, до конца 2014 года сразу несколько факторов будут способствовать дальнейшему обвалу российского рынка грузовых автомобилей.
По итогам первого полугодия МАЗ вошел в топ-5 самых убыточных предприятий Беларуси.
В последнюю неделю сентября белорусские СМИ сообщали, что на одном из ведущих промышленных предприятий страны быстро ухудшается экономическая ситуация. По ряду причин спрос на белорусские тяжелые грузовики упал - и начиная с августа этого года большую часть подразделений МАЗа перевели на трехдневный режим работы.
Но при поддержке Банка развития Беларуси автопромышленный гигант может попытаться наладить сбыт на новых для себя рынках, уверены эксперты.
На заводе подтверждают, что они работают в этом направлении и в течение 2014 года выросли поставки в Африку, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию и страны арабского региона.
По данным Национального статистического комитета Беларуси, в целом поставки грузовых автомобилей в Польшу выросли в январе-августе текущего года в 6,9 раза (в денежном эквиваленте), в Иран - на 30%, в Мали - в 5,4 раза, в ЮАР - на 20%.
Фото: belmarket.by
UDF.BY