Ситуация на рынке транспортно-логистических услуг сейчас близка к той, которая сложилась во время кризиса в 2009 году. Тревожные симптомы налицо. Тем не менее эксперты, принявшие участие в VI Балтийском транспортном форуме, считают, что в России есть предпосылки к переходу на более высокий уровень оказания услуг. И шансы на то, что события в российской логистике будут развиваться по оптимистическому сценарию - преобладают.
В частности, санкции пока не сказались на планах компании "Российские железные дороги" (РЖД). Оптимистично предполагается, что до 2020 года в развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Балтийского бассейна будет инвестировано 302 млрд рублей. Это, по консервативному плану, позволит увеличить объем грузов в 1,5 раза относительно 2013 года. Доля государственных инвестиций составляет порядка 60% от общей суммы, говорит руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Мителенко.
Продолжается и сотрудничество с Финляндией, в частности, по организации совместных контрейлерных перевозок между Хельсинки и Москвой, которые должны разгрузить автомобильные пункты пропуска. Речь идет о перевозке автомобилей на железнодорожной платформе с пониженным полом - в Европе такую технологию назвали "бегущее шоссе".
Основным драйвером прироста грузопотока по железной дороге на Северо-Западе является порт Усть-Луга. Планируется, что пропускная способность железной дороги на Усть-Лугу в 2015 году составит 64 млн т в год, а к 2020 году возрастет до 80,3 млн т в год. В 2013-м этот показатель составил 38,3 млн т.
Более драматично
Прогнозы экспертов относительно перспектив российского рынка транспортно-логистических услуг в целом более драматичны, чем собственная оценка РЖД. Как было отмечено на форуме, на российский рынок большое влияние оказывают как глобальные факторы, задающие долгосрочные тренды, так и внутренняя государственная политика.
Продолжается переориентация капитала с рынков развивающихся стран на рынки США. Америка становится главным центром роста мировой экономики в новом технологическом цикле развития производства. В качестве одного из долгосрочных трендов называют снижение спроса на промышленное сырье.
Ветер перемен дует и с Востока. В Китае происходят серьезные изменения в экономике. Страна уходит от материалозатратных и трудоемких производств. Созданы благоприятные правовые, налоговые и административные условия для того, чтобы капитал вкладывался в высокотехнологические отрасли и отечественный бизнес возвращался на родину. России это следует принять во внимание с точки зрения не только положительного опыта, но и выстраивания долгосрочных программ развития производства.
Буквально на глазах происходит перекраивание карты мирового торгового пространства - образование новых устойчивых связей и транснациональных коридоров.
Определяющим фактором формирования мегаблоков становится снижение издержек на пути поставок продукции.
Основной вектор, который будет определять развитие мировой экономики на ближайшую перспективу, - формирование трансатлантического альянса ЕС и США в качестве старшего партнера.
Параллельно с трансатлантическим мегаблоком идет образование других альянсов, включающих в себя страны, которые подписали соглашение о свободной торговле, - там сняты все барьеры в виде таможенных пошлин. Это позволяет крупным компаниям размещать производство в любом месте, где поблизости есть необходимое сырье, дешевая рабочая сила и т. д.
Риски перестройки
К главным факторам, которые влияют на развитие российского рынка транспортно-логистических услуг в связи с взаимными санкциями, эксперты относят сокращение внешнеторговых грузопотоков, удорожание финансовых ресурсов, отток капитала из страны, падение объема инвестиций, в том числе государственных вливаний в инфраструктуру. При этом департамент консалтинга компании "РосБизнесКонсалтинг" оценивает вероятность снижения объемов перевозки и перевалки ряда экспортных грузов (металлов, удобрений и других видов грузов) как низкую.
Согласно базовому сценарию Минэкономразвития РФ, индексы роста показателей оборота розничной торговли и реальных доходов населения, от которых напрямую зависит рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ), в 2014-2015 годах снизятся. Темпы роста рынка ТЛУ будут ниже уровня инфляции, сократится грузовая база, грузооборот в 2014 и 2015 годах будет демонстрировать отрицательную динамику.
В связи с эмбарго на продукты из Европы сильнее всех пострадают автомобильные перевозчики. Если смотреть распределение импортных грузопотоков из ЕС в Санкт-Петербург по видам транспорта, то 69% приходится на автомобильный транспорт. Причем, соотношение зарубежных и российских компаний-перевозчиков составляет 3 к 2. Сильные потери ожидаются и в секторе рефрижераторных перевозок. Ограничения ударили по перевозчикам импорта в контейнерах и фурах, на которых приходится менее 7-8% от общего объема грузоперевозок. Это подкосит несколько операторов, но не скажется катастрофически на логистическом сегменте в целом, считает руководитель управления транспортных операций компании "Тамарикс Лоджистикс" Сергей Поппов.
Согласно прогнозам экспертов РБК.research, в структуре рынка произойдет снижение доли транспортных и рост сегмента складских услуг.
С 2015 года ожидается замедление годового прироста качественных коммерческих площадей за счет увеличения масштабов строительства объектов built-to-suite и сокращения доли "спекулятивных" складов в общем объеме ввода новых терминалов.
Наиболее динамично развивающимся сегментом станет экспресс-доставка - около 19% в год: будут наблюдаться рост электронной торговли, региональная экспансия экспресс-операторов и консолидация рынка.
Вместе с тем замедление темпов роста импорта, рост цен на импортные промышленные и потребительские товары, включая продовольствие, должны бы поспособствовать замещению импорта внутренним производством и в определенной степени повышению конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. Для ТЛУ это означает рост доли внутреннего рынка.
Перезагрузка
Ситуация на рынке транспортно-логистических услуг близка к тому, что происходило в кризисные 2009-2010 годы, когда упал спрос на услуги, пошло их упрощение, снижение доли добавленной стоимости, рынок перешел на серые схемы. Тем не менее, эксперты считают, что кризис не повторится, так как за пять лет рынок развился достаточно. Поэтому есть надежда, что компании пойдут по пути повышения эффективности работы с использованием передовых IT-технологий. С помощью "облачных" технологий удастся снизить издержки цепочки поставок и подняться на принципиально новый, более высокий уровень предоставления услуг.
Поскольку логистическую схему поменять непросто - по всей цепочке уже есть привычные отлаженные связи,
первые шаги будут направлены на снижение издержек существующих цепочек.
"До санкций сложившиеся правила игры препятствовали входу на рынки новых участников.
При перезагрузке неизбежна смена игроков как на рынке логистических услуг, среди импортеров, так и в финансовых кругах - повысятся конкуренция, качество предоставления услуг",
- считает Сергей Попов.
Пессимистический сценарий развития события наступит, если потери на рынке окажутся критическими, не произойдет оперативного запуска альтернатив, не сформируются новые надежные цепочки поставок. Сергей Попов придерживается мнения, что шансы оптимистического сценария выше - уровень развития секторов сетевого продовольствия и логистического позволяет говорить о том, что российский рынок сформирован, и он достаточно мобилен и жизнестоек.
Фото: bigstock.cn