← Автомобильные грузоперевозки

Российское требование дополнительных гарантий для автотранспорта поставило китайцев в тупик

Китайцы давно присматриваются к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов, которая начала действовать в 1975 году и с тех пор доказала свои преимущества. Однако введенные Россией дополнительные требования к таможенной документации транзитных автогрузов стали причиной задержки в переговорах между Китаем и Международным союзом автомобильного транспорта, который контролирует выполнение Конвенции. Ход мыслей китайцев такой: "Если Россия отказывается от МДП, то значит там что-то не так. В таком случае, зачем нам присоединяться?"

Таможенное свидетельство для международных перевозок или книжка МДП является документом, который позволяет опечатанному грузовику беспрепятственно следовать транзитом через третьи страны в пункт своего назначения. В сентябре 2013 года Федеральная таможенная служба РФ известила Международный союз автомобильного транспорта о том, что вдобавок к книжкам МДП будет требовать дополнительных таможенных гарантий.
На практике это означает, что кроме "международного паспорта" при пересечении российской границы перевозчик груза должен, например, купить дополнительную страховку или нанять сопровождение. Все это стоит денег. Генеральный секретарь Международного союза автотранспорта Умберто де Претто заявил, что эти меры не обеспечивают добавочных гарантий или безопасности, зато значительно увеличивают издержки. Так,
из-за российских нововведений стоимость таможенных сборов для грузовика, следующего из Италии в Россию, увеличивается в три раза - с 61 до 183 долларов.
Умберто де Претто добавил, что если вообще отказаться от книжки МДП и выполнять все требования России, то стоимость таможенных сборов увеличится в пять раз:
"Россия говорит, что не приостановила действие системы МДП, но для того, чтобы ею воспользоваться, грузовикам следует проходить через специальные контрольно-пропускные пункты, до которых очень трудно добраться. Конечно, это создает проблемы. Одна из них - убедить китайцев присоединиться к договору.
Китай, а также Аргентина, Бразилия, Пакистан и Саудовская Аравия раньше проявляли живую заинтересованность в том, чтобы присоединиться к Конвенции МДП, в которой уже участвуют 68 стран. Но действия России вызвали замешательство в Пекине, тем более, что не совсем понятно, чем руководствуется Москва. Продолжает г-н де Претто:
"Несмотря на отказ России раскрыть истинные причины ограничения действия Таможенной конвенции на своей территории, мы думаем, что причины здесь, скорее всего, политические, а не экономические. Правду еще предстоит узнать, но следует признать, что эти шаги оказывают экономическое воздействие на нашу деятельность и на возможность показать преимущества системы МДП".
Для того, чтобы убедить в них Китай, пришлось пойти на экстраординарные меры:
"Нам пришлось лететь в Пекин и объяснять, в чем причины проблем с Россией. Китайцы, однако, видят, что происходит, и прекрасно понимают, что
присоединение к Конвенции Китаю выгодно - таким образом они восстанавливают древний Шелковый путь в Европу.
Это им на руку и в другом плане: используя паромы и теплоходы, грузовики могут направляться в США, Канаду и даже в Южную Америку".
Действия России начали отрицательно сказываться и на грузопотоке в соседних странах. По сообщениям СМИ Азербайджана, например, ограничение использования книжек МДП и введение дополнительных мер таможенного контроля значительно повысило стоимость грузовых перевозок из Азербайджана через Россию в третьи страны. По этой причине объем грузовых перевозок в Азербайджане с использованием книжек МДП за первые девять месяцев 2014 года снизился практически в три раза. Схожая ситуация наблюдается в Беларуси, Грузии и Казахстане. Умберто де Претто, однако, настроен оптимистически:
"Если только Китай или Пакистан или Объединенные арабские эмираты, - учитывая потенциал порта в Дубае, если всего лишь одно из этих государств присоединится к Конвенции МДП, этого будет достаточно для того, чтобы свести на нет последствия действий России".
Между тем пресс-служба Федеральной таможенной службы РФ не ответила на просьбу Радио ООН прокомментировать необходимость введения дополнительных таможенных гарантий.
Фото: thelectper.myftp.info
Радио ООН